12.07.2010

Дидаткические игры для детей, насыщенные логическим и математическим содержанием.

Игры 36—38. Игра с тремя обручами
Цель. Формирование логической операции, обозначаемой союзом «и», классификация по трем свойствам.
Игровой материал. Игровые листы (цв. табл. 36—38) с тремя пересекающими обручами и комплект «Фигуры».
Правила игры. Игра с тремя пересекающими обручами наиболее сложная в серии игр с обручами.
Две цветные таблицы (36, 37) посвящены подготовке к игре. Прежде всего выясняется, как следует называть каждую из образовавшихся восьми областей (первая — внутри трех обручей, вторая — внутри красного и черного, но вне зеленого..., восьмая — вне всех обручей).
Затем выясняется, по какому правилу расположены фигуры.
На рисунке цветной таблицы 36 внутри краевого обруча — все красные фигуры, внутри черного — все маленькие фигуры (квадраты, круги, прямоугольники и треугольники), а внутри зеленого — все квадраты.
После этого выясняется, какие фигуры лежат в каждой из восьми областей, образованных тремя обручами: в первой — красный, маленький квадрат (красный — потому что лежит внутри краевого обруча, где лежат все красные фигуры, маленький — потому что лежит внутри черного обруча, где лежат все маленькие фигуры, и квадрат — потому что лежит внутри зеленого обруча, где лежат все квадраты); во второй —красные, маленькие не квадратные фигуры (последнее — потому что лежат вне зеленого обруча); в третьей — маленькие не красные квадраты; в четвертой — большие красные квадраты; в пятой — большие красные не квадратные фигуры; в шестой — маленькие не красные не квадратные фигуры; в седьмой — большие не красные квадраты; в восьмой — не красные, немаленькие (большие) не квадратные фигуры.
Целесообразен и такой вопрос: какие фигуры попали внутрь хотя бы одного из обручей? (Красные,или маленькие,или квадраты.)
Аналогично изучается и ситуация, изображенная на рисунке цветной таблицы 37 (внутри красного обруча расположены все большие фигуры, внутри черного — все круглые, внутри зеленого — все зеленые и т. д.).
На рисунке цветной таблицы 38 дан игровой лист для игры с тремя обручами. В эту игру можно играть вдвоем или втроем (папа, мама и сын (дочь), воспитатель и двое детей).
Устанавливается правило игры (оно касается расположения фигур): например, фигуры расположить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, внутри зеленого — все треугольники, а внутри черного — все большие.
Затем каждый из играющих поочередно берет одну фигуру из разложенного на столе набора фигур и кладет на подобающее ей место. Игра продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан весь набор из 24 фигур.
При первом, а может быть, и втором проведении игры могут возникнуть затруднения в правильном определении места для каждой фигуры. В таком случае необходимо выяснить, какими свойствами обладает фигура и где она должна лежать в соответствии с правилом игры. Каждая ошибка в расположении фигур наказывается одним штрафным очком.
После решения практической задачи по расположению фигур каждый из играющих задает другому вопрос: какие фигуры лежат в одной из вось ми областей, образованных тремя обручами (внутри трех обручей, внутр! красного и зеленого, но вне черного и т. д.)? Сделавший ошибки наказывается штрафными очками. Выигрывает тот. кто получил меньше штрафных очков.
Игру с тремя обручами можно многократно повторить, варьируя правило игры, т. е. меняя расположение фигур.
Интерес представляют и такие правила, при которых отдельные области оказываются пустыми: например, если расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, внутри зеленого — все зеленые, а внутри черного — все желтые; другой вариант: внутри красного — все круглые, внутри зеленого — все квадраты, а внутри черного — все красные и т. п.
В этих вариантах игры необходимо ответить на вопросы: почему те или иные области остались пустыми? Это важно для формирования у детей доказательного стиля мышления.
39. Сколько всего! На сколько больше
Цель. Формирование навыков сложения и вычитания. Игровой материал. Набор фигур, карточки с цифрами и знаками «+», «-», «=»
Правила игры. Играют двое. Один располагает несколько фигур, например треугольников, внутри зеленого обруча и несколько других фигур, например квадратов, внутри красного, но вне зеленого обруча. Второй должен из карточек выложить ответы на вопросы: сколько всего фигур? На сколько больше квадратов, чем треугольников (или наоборот)?
Затем играющие меняются ролями. Игру можно повторить многократно, варьируя условия.
Можно организовать игру в обратном направлении, т. е. один из играющих выкладывает из карточек, например, запись 4+5=9, а второй должен располагать внутри обручей соответствующие числа фигур.
Проигрывает тот, кто допускает больше ошибок.
40. Фабрика
Цель. Формирование представления о действии и о композиции (последовательном выполнении) действий.
Игровой материал. Набор фигур.
Правила игры. На нашей «фабрике» имеются «машины», изменяющие цвет фигуры (первая слева в верхнем ряду), форму (средняя в верхнем ряду) или величину (первая справа в верхнем ряду).
В игре участвуют фигуры двух цветов и двух форм: например, желтые и красные круги и прямоугольники (большие и малые).
Играют двое. Один из играющих кладет какую-нибудь фигуру на стрелку, ведущую в машину. Второй должен положить на выходной стрелке преобразованную машиной фигуру. Например, девочка запустила желтый круг в машину, изменяющую только цвет фигуры, а мальчик положил на выходе красный прямоугольник. Он ошибся. Из машины выйдет красный круг. Затем играющие меняются ролями. Во втором и третьем ряду изображены машины, изменяющие цвет и форму, форму и цвет (эти две пары машин дадут всегда одинаковые результаты, так как порядок выполнения действий не имеет здесь значения), цвет и величину, форму и величину, цвет и цвет, форму и форму (интересно обнаружить, что последние две пары машин ничего не меняют, так как выполняются по существу два взаимообразных действия).
Каждая ошибка наказывается штрафным очком. Выигрывает тот, кто набрал меньше штрафных очков.

1 комментарий: