Все вы знаете, что в школе ребенка ожидает роковой тест, который называется "скорость чтения". Если Вы и понадеялись на то, что Вашего ребенка в школе будут учить читать, то очень скоро поймете - его не столько учат, сколько от него требуют. Неприятное открытие, особенно когда ребенок с этими требованиями не справляется. Ну, нет у него требуемой скорости чтения, и все тут. Что можно с этим поделать? Давайте попробуем помочь малышу.
Сядьте вместе с малышом, успокойте его и объясните, что некоторые слова люди не читают, а "узнают", как старых знакомых, потому что помнят, как те выглядят. Это самые простые слова - тут, там, где, он, ты, наш, мой, твоя, кот, сыр, вода. Заведите вместе с ребенком толстую тетрадку "наши знакомые", куда вы вместе будете записывать те слова, которые легко "узнать в лицо". Напишите каждое из них несколько раз. Ребенок очень скоро выучит "своих знакомых" и с радостью будет демонстрировать Вам, как быстро он может их прочитать. Но тетрадка должна каждый день пополняться.
Приступая к чтению незнакомого текста, действуйте по принципу "Не зная броду, не суйся в воду". Возьмите простой карандаш и легонько обведите с ребенком хорошо знакомые слова. Подскажите ему ещё несколько "совсем легких", которые он, "конечно же узнает с первого взгляда, потому что они очень простые".
Чего мы добиваемся такой подготовкой к чтению? Разумеется, прежде всего - психологической поддержки малыша, уже вкусившего горечь неудач. Обведенные слова превращают трясину незнакомого текста, от которого охватывает ужас, в путь, который можно преодолеть без особого труда. После того, как ребенок прочитает текст, обязательно похвалите его, поищите ещё легкие слова, предложите попробовать ещё разок. Поверьте, от таких занятий скорость чтения непременно увеличится!
Почему нельзя просто заставлять ребенка каждый день читать вслух и требовать, чтобы он делал это "с выражением"?
Это роковая ошибка многих родителей. Плохо читающий ребенок, наживший на этой почве комплекс неполноценности, будет стараться сначала прочитывать слово или целое предложение про себя, а потом красиво читать его Вам. Не позволяйте этого делать!
Пусть читает без выражения, пусть по слогам, но вслух и правильно, четко произнося окончания. Чаще всего маленький горе-чтец не прочитывает слово, а пытается угадать его по первым трем-четырем буквам.
Отсюда "растут ноги" будущих бесконечных ошибок в падежных окончаниях и спряжениях глаголов. Кроме того, боязнь прочитать слово "некрасиво" не дает ребенка во время теста читать его сразу вслух, а результат - "двойка" в журнале, переэкзаменовка. Оберегайте своего ребенка от подобных комплексов.
Чего еще нельзя делать, обучая ребенка чтению?
1. Никогда не заставляйте ребенка читать в качестве наказания за проступок, от этого вряд ли появится любовь к чтению, скорее наоборот, сформирует негативное отношение к нему.
2. Не нужно никуда торопить, гнать ребенка. У каждого малыша свой темп чтения, который никак не соотносится с "количеством мозгов" у ребенка.
Если ребенок не укладывается в школьную норму чтения, не ругайте его. Гораздо важнее, понимание прочитанного, умение пересказать, получение удовольствия от чтения, а не быстрота.
3. Не обзываться! "Тормоз", "отсталый", "дурак" и прочее, согласитесь, не слишком педагогично и безусловно не приведет к желаемому результату. Будьте терпеливы!
Примерьте ситуацию на себя. Представьте, если кто-то будет ругать Вас, если Вы как-то "не так" читаете или что-то недопонимаете.
Кроме того, сегодня большинство детей и так рождается с энцефалопатией, предполагающей возможные нарушения чтения, письма (дислексия, дисграфия) и т.д. Но это отдельная большая тема для обсуждения.
Безусловно, освоение чтения - очень сложный процесс, и часто у первоклассников возникают значительные затруднения при освоении этого навыка. Если Вы наблюдаете "стойкие" проблемы, специфические ошибки при чтении, то не мешает проконсультироваться у детского невролога.
Сегодня я предлагаю Вам небольшой список "классических" книг для детей от 5-6 до 9-10 лет. Как мы уже говорили, каждая книга хороша для своего возраста и своего читателя. При выборе книги учитывайте характер, темперамент, пристрастия ребенка.
Для кого-то увлекательной окажется книга Р.Р. Толкиена "Хоббит или Туда и Обратно" или К. Льюиса "Хроники Нарнии", а кто-то предпочтет "Мишкину кашу" Н. Носова.
Многие дети неравнодушны к сказкам, как к русским народным, так и к сказкам других народов.
Вспоминаются Агния Барто, Эдуард Успенский, Борис Заходер, Виталий Бианки, Иван Андреевич Крылов и многие-многие другие талантливые поэты и писатели, без которых сложно представить собственное детство.
Итак, обсуждайте прочитанное всей семьей, сопереживайте полюбившимся героям, читайте с удовольствием!
Автор статьи: Мария Демина
Комментариев нет:
Отправить комментарий