В своем блоге я неоднократно рассказыла о пальчиковой гимнастике. И вот хочу представить вашему вниманию, на мой взгляд, очень интересную статью. Я полностью согласна с автором этой статьи.
"Часто слышу от родителей упрек в адрес педагогов: "Чем они занимаются? Как ни посмотришь - все играют. Дети уже в старшей группе, а взрослые их все пальчиками да ручками развлекают. Когда же будут учить писать и читать?".
Как же многие родители ошибаются! Детский сад - только первая ступень к развитию полноценного члена общества - умного, доброго, а главное, здорового человека. Разве развитие мелкой моторики - именно об этом шел разговор - не готовит детей к овладению письменными знаками!? А ребенок, у которого нарушено звукопроизношение, неадекватное восприятие происходящих событий, недостаточный уровень концентрации внимания, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой, в результате чего изменяются некоторые формы поведения, возможна резкая смена настроения, депрессии, - разве нужно ребенка с таким "букетом" обучать чтению? Нет, начать нужно совсем с другого.
Все люди разные: у кого-то очень хорошая память и он любит учить стихи, кто-то прекрасно рисует, но не любит заниматься точными науками, кто-то увлечен классической музыкой, а кто-то просто любит смотреть на дождь и бегущие по небу облака. И когда мы говорим о воспитании и обучении ребенка, то почему-то забываем о психических, физиологических и речевых его возможностях. А ведь ребенок, как и взрослый, тоже что-то любит делать, а что-то нет.
Раскрытие природы маленького человека требует совместных усилий педагогов, медиков, а главное, самых близких ему людей - родителей.
Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.
Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить двухчетырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот - жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Помните, как в детстве мы играли "Сорока, сорока кашку варила, деток кормила..."? Попробуйте напомнить уже подросшему ребенку эту потешку, и он обязательно начнет выполнять движения руками. Одно условие необходимо соблюдать - пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднения и приносить ему только радость.
Выдающиеся ученые Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Е.И. Исенина, М.И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А неумение ребенком распознавать пальцы -прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом. Да, это именно так.
Предлагаемый кандидатом педагогических наук М.А. Поваляевой тест на распознавание пальцев можно провести со своим ребенком дома. Он поможет оценить функционирование теменно-затылочных отделов коры головного мозга.
Сядьте за стол напротив ребенка. Попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки. Попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете. Какой результат?
В норме: трехлетние дети правильно определяют большой палец; пятилетние - большой и мизинец; шестилетние - большой, мизинец, указательный.
Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения:
• перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;
• застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;
• плести косички из жестких ниток;
• рисовать и штриховать карандашами.
Для развития зрительно-моторных координации эффективно задание: "Дорисуй недостающие детали вначале к рисункам, затем к буквам".
Прежде чем обучать ребенка чтению, важно сформировать психологическую готовность. Существенное внимание надо уделить психотерапевтической работе, которая помогает формированию адекватной самооценки, повышению уверенности, нормализации отношений со сверстниками и т.д. Пальчиковые игры вырабатывают у детей эти качества, а также способность мобилизовываться, сосредотачиваться и расслабляться. Игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актеры - это пальчики ребят. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка. С помощью пальчиковых игр можно одновременно готовить ребенка и к письму, и к чтению (но в том случае, если нет нарушения звукопроизношения).
Например: рассказывая и показывая потешку "Кот Мурлыка", вы выкладываете на стол картинку, на которой изображены кот и мышки.
"Вот кот Мурлыка ходит,
Он все за мышкой бродит.
(Мягкими кистями рук дети выполняют движение "кошечка".)
Мышка, мышка, берегись,
Смотри, коту не попадись.
(Грозят указательным пальцем одной руки, затем другой.)
Ам! (Одновременно двумя руками резко сжимают кулачки?)
Эта игра доставит детям удовольствие. А если после игры вы выложите на столе под картинками буквы К и М, а после повторного исполнения это сделает сам ребенок, то буквы он запомнит быстрее. Такие задания стимулируют обучение, способствуют его успешности. Ведь для дошкольника учение всегда должно быть игрой.
Еще один немаловажный момент. Прежде чем выполнять игру с пальчиками, включите музыку, которая нравится ребенку. Она должна быть знакомой, чтобы не привлекать своей новизной. Если ребенок возбужден, то включите ласковый плеск волн, пение птиц - это снимет психическое напряжение, успокоит. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В.М. Бехтеревым. Он писал: "Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном". Слушая музыку, сделайте ребенку массаж рук. Это очень приятная для него процедура. Во время игры требуйте от ребенка выразительной передачи образа.
Если дома каждый день родители будут заниматься по 7-10 минут массажем рук ребенка, пальчиковыми играми, то положительный результат будет обязательно.
Стимуляция речевых зон коры головного мозга положительно скажется на исправлении несложных речевых искажений (если ко всему сказанному добавить артикуляционную гимнастику). Будет совершенствоваться память.
Легче будет проходить усвоение будущими школьниками навыков письма.
Пальчиковая гимнастика с элементами пластического этюда
Стихи П. Синявского
Стояла изба в деревушке,
(Дети пальчиками обеих рук рисуют в воздухе квадрат, изображают ладошками крышу домика).
В ней жили смешные старушки.
("Носики". Держат пальцами концы воображаемого платочка, при этом наклоняют голову набок).
Белье зашивали метелками
(Левая рука сжата в кулак. Правой кистью машут из стороны в сторону).
Полы подметали иголками,
(Двумя руками "шьют" вооб-ражаемыми иголками).
Солили волнушки в подушке
("Солят" пальцами обеих рук. Руки кладут под щеку, голову наклоняют набок).
И шли подремать на кадушке.
(Вытягивают руки вперед и соединяют их пальчик с пальчиком).
Им снилась изба вдеревушке,
(Пальцами обеих рук рисуют в воздухе квадрат, изображают ладошками крышу домика).
В ней жили смешные старушки.
("Носики". Держат пальцами концы во-ображаемого платочка, при этом наклоняют голову набок).
Белье зашивали иголками,
(Левая рука сжата в кулак, в правой держат иголочку, "шьют").
Полы подметали метелками,
(Машут кистями обеих рук влево-вправо).
Солили волнушки в кадушке
(Солят пальчиками: вытягивают руки вперед, соединяя пальцы).
И шли подремать на подушки
(Потягиваются. Руки кладут под щеку, голову наклоняют набок)."
Попцова Р. В. "Музыкальный руководитель" № 1, 2006
Комментариев нет:
Отправить комментарий