В рассылке «Дети. Инструкция по применению» прочитала сегодня очень интересную и неоднозначную статью. Очень хочется ознакомить с ней читателей блога и узнать ваше мнение о прочитанном. Разговор в этой статье пойдет о правилах и нормах, а также о «коллективизме» – быть как все.
"На днях в новостях показывали, как президент Медведев посещал детский сад в Ростове. Обратила внимание, что очень большое внимание уделяется оснащенности, количеству игрушек и т.п. А воспитательный процесс никого не интересует. Наверное, детский сад «ничему не учит», он воспринимается как место, где дети находятся, пока родители работают. Дошкольное образование игнорируется на государственном уровне, поэтому и зарплаты мизерные, оснащение отстойное, поборы с родителей – норма. В сад идут работать либо энтузиасты, либо…
Когда я начала работать воспитателем, я наивно думала, что моя миссия – это воспитывать детей.Ведь дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы, думала я. А оказалось, что ВСЁ, чего от меня ждут, это чтобы дети были целыми и невредимыми. То есть я не воспитатель, а тело-хранитель. Если тело целое и здоровое – все ок, если же ребенок заболел, ушибся, его кто-то укусил (что тоже бывает) значит, педагог плохо работает. Обидно, что никто не ставит перед воспитателем реальной задачи воспитания детей. Все воспитание сводится к тому, чтобы дети были послушными и смирными как стадо барашек.
Оговорюсь, что все же некоторые воспитатели не считают, что дети обязательно должны быть тихими и покладистыми, они дают детям больше свободы. Как только у меня в группе дети начинали играть громче обычного, к нам с выпученными глазами бежала заведующая или ее «подружки» с вопросом «Почему у вас так шумно?» Я считаю, что пошуметь не вредно, особенно мальчикам. Зачем подавлять активность? Иначе вместо мужиков вырастут мямли, а потом все будут жаловаться, что нет настоящих мужчин. Кстати, бегать на улице тоже нельзя – можно упасть и разбиться либо кого-нибудь уронить.
Мне быстро объяснили, что главная задача воспитателя – хранить жизнь и здоровье детей. А воспитание – уж как получится. Тем более что никто нигде не обучает искусству воспитывать (основы психологии в вузе не в счет), и каждый воспитывает детей исходя из своих представлений. А представления у всех разные. Жаль, невозможно это показать в тексте. Когда воспитательница шириной в 1 метр хватает ребенка за шкирку и, нависая над ним, громогласно рычит, страшно представить, что он чувствует в этот момент. Самое обидное, что дети не говорят об этом своим родителям, потому что не знают, что это воспитательница дура, а вовсе не они такие плохие.
Из такой формулировки задачи (хранить жизнь и здоровье) логично следует вывод: чтобы никто не пострадал, и все остались живы, нужно жестко контролировать детей, они должны постоянно находиться в поле зрения воспитателя. Конечно, самый лучший способ – это постоянно играть с детьми, находить им занятия, увлекать их. В реальности этим занимается процентов 20-30 воспитателей, остальные предоставляют детям играть самостоятельно друг с другом, ведь потрындеть с подружкой интереснее. Знаю случаи, когда воспиталки вечером объединяли детей в одной группе, а сами в это время попивали разные напиточки (в том числе русские национальные) и перемывали косточки знакомым.
Кроме постоянного контроля воспитателям приходится лавировать, чтобы никому не было обидно, потому что детям невозможно объяснить, почему Васе можно не спать в тихий час, а Саше нельзя. И если для кого-то делается исключение из правил, то причина должна быть веской. Иначе возникает цепная реакция: «раз ему можно, то и мне можно». Дошкольникам трудно понять исключения из правил, они еще не хотят выделяться, наоборот, хотят быть как все. Кроме того, непонятно, что делать с ребенком, который не спит: если он останется в спальне, то остальные дети будут на него отвлекаться, а отправлять его в игровую как бы нельзя – ведь тогда он не будет у воспитателя на виду (а если об этом еще узнает начальство, то вообще ужас ужасный :)
При том количестве детей, которое находится в группах детского сада, ни о каком индивидуальном подходе нет и речи, потому что нужно к ребенку присмотреться, понять его потребности и желания, обдумать свои действия, а потом уже что-то с этим делать. На все это времени не хватает физически (режим!), к тому же надо включать творческое мышление (либо чувствовать детей) поэтому многим «педагогам» проще заставить, выдрессировать, установить для всех единые правила.
Эти две причины (детское стремление подражать и недостаточное внимание воспитателя) и приводят к уравниловке.
Теперь о
наболевшем: о еде. Почему детей заставляют есть даже тогда, когда родители попросили не заставлять. Причины, в общем-то, те же, что и в случае со сном: единые правила для всех.
Мы с напарницей проводили эксперимент: в какой-то момент вообще перестали заставлять (уговаривать) детей кушать, разрешали выбрать, что им хочется. Сначала они выбирали только сладкое. Объяснили, что сладкое едим только после обеда. В течение всей недели две трети еды оставалось несъеденной. Суп вообще никто не хотел есть, салат тоже. Охотно съедали только картошку и макароны. После этого эксперимент пришлось прервать, начался бардак. Мы остановились на том, что разрешали выбрать два ингредиента из трех (например, салат и мясо, или мясо и гарнир), иногда разрешали съесть только половину супа.
Я уже говорила, что я против того, чтобы заставлять детей есть. Но все же иногда от принуждения никуда не уйдешь. К нам в группу часто наведывалась заведующая, старшая медсестра и методист. Все они «контролируют» воспитательный процесс. Вот приходит она (неважно кто из них) в группу: «Ага, а почему это Аня не ест котлету? Может, вы ее сами съесть хотите? А если сейчас проверка придет?» Ну,или что-то другое в этом же духе. Ладно, если такое происходит редко. Но начальников много, всем им надо чем-то заниматься, так что гости наведываются частенько. А если воспитатель несколько раз так попался, то к нему начинают заходить чаще – ставят «на контроль», проверяют все подряд.
В том, что касается еды, есть строгие правила: она выдается по количеству присутствующих человек (каждое утро, перед завтраком, воспитатели сообщают старшей медсестре количество детей). По идее, лишней еды не должно оставаться вообще. Порции солидные, на мой взгляд, слишком большие (привет Советскому Союзу). Судите сами: обеденная норма для ребенка 5 лет составляет 60 г салата, 200 г супа, 80 г мяса/рыбы, 150 г гарнира, 200 г напитка. Если все это сложить, получается 690 грамм!!! Это много даже для взрослого человека. Многие дети просто не в состоянии столько съесть.
Частенько на тему еды бывают перегибы (особенно если нравственность у персонала хромает). Нам пришлось жаловаться на няню, которая сначала накладывала еду себе, а остатки – детям. Раз случилось так, что она пообедала, а одному ребенку еды не хватило. К сожалению, таких «нянь» полно, сплошь и рядом. Она, кстати, никогда не уходила домой с пустыми руками – всегда с авоськой. Думаю, в магазин за продуктами ей ходить не приходилось… К счастью, после скандала с нами она вскоре уволилась.
Вообще в саду есть очень много правил. Некоторые из них действительно нужны и оправданны, а некоторые являются пережитками прошлого и совершенно бессмысленны. Например, нельзя мыть посуду губкой и всякими фейрями, а надо тряпкой и мыльным раствором. Над мойкой для посуды должно висеть шесть тряпок – ими нужно протирать столы: по две тряпки на каждый прием пищи. У нас под этими тряпками тараканы любили жить.
Главные документы для воспитателя – это должностная инструкция и СанПиН. Изучила я их хорошо, потому что у нас все время ждали проверку, и поэтому муштровали по всем мелочам.
Должностная инструкция доступна в Интернете, чаще всего она типовая, может незначительно варьироваться. А вот СанПиН – документ солидный. Некоторые нормы и требования довольно жесткие. Но, как известно, суровость законов компенсируется необязательностью их выполнения. Здесь я не буду все переписывать, если интересуетесь – можете скачать его по ссылке. Но некоторые моменты все же перечислю, в скобках - мои комментарии.
1. Количество детей в группе для дошкольного возраста: для детей 3-7 лет – не более 20 человек; в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов 3-7 лет – не более 10 человек; (На деле в группах бывает и по 25 и по 30, а в некоторых и по 35 человек)
2. Песочницы: ежегодно, весной, на игровых площадках проводят полную смену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. В теплое время года 1 раз в месяц песок исследуют на степень биологического загрязнения. При обнаружении возбудителей кишечных инфекций, гельминтозов и других примесей, опасных для здоровья детей, проводят смену песка. (Ни одного раза я не видела и не слышала, чтобы брал кто-то пробы песка. Зато складывать песок горкой после прогулки – обязательно! Причины, почему так нужно делать, никто не знает, но все делают, потому что… правильно, ПРОВЕРКА)
3. При проектировании и реконструкции ДОУ в старших и подготовительных группах следует предусмотреть раздельные туалетные для мальчиков и девочек. (Нормальное требование. Только почему-то не выполняется. В моей подготовительной группе мальчики и девочки ходили одновременно в туалет, на соседние унитазы, никаких кабинок нет и в помине. Стали ходить в туалет по очереди только после того, как я специально об этом объявила. Еще пришлось пару месяцев следить, чтобы по старой привычке вместе не ходили.)
4. Животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых, неприхотливы по содержанию и уходу (Здесь засада в слове «безопасны». Потому что должны быть справки, прививки и т.п. Только кто их будет делать? Надо же деньги платить. Воспитатели и так живут небогато. Все решают вопрос по-разному. Кто-то без справок и прививок держит животных, кто-то собирает деньги с родителей. Возможно, существуют прекрасные садики, где этим занимается руководство, но я о таких ничего не знаю. Нас перед проверкой заставили всех животных из сада унести, кроме рыбок)
5. Помещения 2 раза в день убирают влажным способом с применением моющих средств. Уборку помещений проводят при открытых фрамугах или окнах. (Хорошо бы, но никто этого не делает. В лучшем случае два раза в неделю. Ежедневно только подметают)
6. Игрушки моют ежедневно в конце дня, а в ясельных группах – 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается. (Ха-ха-ха! Интересно, кто и когда этим занимается? Либо игрушек должно быть 5-6 штук, либо не надо заниматься детьми, а вместо этого мыть игрушки. Хотя логика понятна. Кстати, мягких игрушек вообще не должно быть, как их мыть-то?)
7. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину – после дневного сна или перед уходом детей домой. (Об этом я уже говорила. Это прекрасно, но мало кто выполняет, особенно если погода не очень. Некоторых зимой вообще на улицу не выгонишь, страдают дети, маются в группе.)
В этом документе есть еще очень много любопытной информации, как для родителей, так и для воспитателей. Почитайте на досуге.
В следующий раз расскажу про социализацию и про адаптацию. И, как обычно, я открыта для вопросов."
Комментариев нет:
Отправить комментарий