Тема занятия: рисуем сказку «Смоляной бычок».
Предварительная работа: взрослый сообщает детям, как называются детеныши домашних животных (у кошки — котенок, у козы — козленок, у утки — утенок, у собаки — щенок, у лошади — жеребенок, у коровы — теленок, у свиньи — поросенок, у курицы — цыпленок, у овцы — ягненок).
Цели занятия
Воспитательные — формировать учебные навыки (правильную рабочую позу за столом при рисовании, усидчивость, аккуратность в работе); воспитывать желание помогать другим.
Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику (учить правильно держать карандаш, рисовать и раскрашивать изображения, не выходя за контур); закрепить в словаре детей слова «выше» — «ниже» , «длиннее» — «короче» ;
формировать у детей умение ориентироваться на плоскости листа; ввести в словарь детей слова — названия частей дерева (ствол, ветки, корни, кора); уточнить названия детенышей домашних животных; учить детей согласовывать прилагательное «еловый» с существительными в роде и числе, употреблять существительные в родительном падеже в единственном и множественном числе; совершенствовать счетные навыки в пределах десяти; учить детей сравнивать количество предметов; закреплять навыки порядкового счета; повторить название геометрических фигур (квадрат и прямоугольник), сравнить их по форме; формировать умение соотносить фигуры из счетных палочек и их изображение на листе бумаги в крупную клетку.
Развивающие — развивать слуховое, зрительное внимание и память детей, выдержку и быстроту реакции.
Оснащение:
*мольберт (доска);
* мяч;
*листы с индивидуальным графическим заданием «Елочки» по количеству детей;
*образец изображения смоляного бычка из счетных палочек ;
* наборы счетных палочек;
* листы бумаги в клетку (величина одной клеточки 1,5x1,5 см) с обозначенными на них точками, соответствующими началу и концу каждой линии по количеству детей;
* цветные и простые карандаши по количеству детей.
Ход занятия
1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали рядышком друг с другом, словно месяц,—полукругом». (Дети встают полукругом перед педагогом.) Пройдите вдоль дуги детей, хлопая по их ладошкам и пословно проговаривая фразу: «Мы знаем много (много названий) детенышей домашних животных». Вернитесь к ребенку, стоящему первым слева, подставьте ему свои ладони и скажите: «У коровы...» Малыш заканчивает фразу: «Теленок»—и одновременно хлопает по вашим ладоням. Подойдите к каждому ребенку, начиная фразу и выслушивая окончание. Все дети садятся за стол вместе, когда назовут детенышей.
2. Продолжи по образцу. Сообщите детям тему занятия. Предложите малышам подумать, почему все звери: и медведь, и волк, и заяц — прилипли к смоляному бычку когда до него дотронулись. (Если дети затруднятся с ответом, подскажите им, что смола, которой дедушка вымазал соломенного бычка очень липкая, и к ней все прилипает.)
Спросите у детей, откуда дедушка взял смолу. (Ходил в лес и собирал ее с елок.) Предложите малышам нарисовать ельник — лес, в котором растут елки, чтобы у дедушки для бычка всегда был запас смолы.
Выдайте детям листы с индивидуальным графическим заданием «Елочка» (рис.) и цветные карандаши. Предложите детям продолжить ряд рисунков по образцу, соблюдая последовательность елочек по высоте. Перед началом работы обсудите вместе с малышами, какой высоты первая слева елочка (высо-
кая), какой высоты вторая елочка (низкая), третья (снова высокая), четвертая (низкая). А какой же должна быть пятая елочка? Шестая? Седьмая? Восьмая?
3. Сосчитай и сравни. В процессе рисования уточните у детей, сколько веток на каждой елке (на высокой шесть веток, а на низкой — только четыре). Когда работа будет закончена, предложите детям сосчитать, сколько всего елок нарисовал каждый из них, а потом отдельно посчитать большие елки и маленькие елочки и сравнить их количество (каких больше, меньше, или их поровну).
4. Подвижная игра с мячом «Какой, какая, какое?» Предложите детям поиграть в подвижную игру с мячом: «Выйдем на лужок, сделаем кружок». Сами возьмите мяч и встаньте в центр круга. Объясните детям правила игры: вы будете бросать мяч одному из детей и одновременно задавать вопрос; ребенок должен поймать мяч, ответить на вопрос словом «еловый» и бросить мяч вам. Например, взрослый задает вопрос: «Лес какой?» —и бросает ребенку мяч. Малыш ловит мяч, отвечает: «Еловый»,—и бросает мяч взрослому.
Существительные, с которыми детям предлагается согласовывать прилагательное «еловый»: ветка, ствол, полено, корни, шишка, пень, смола, дерево, иголки, семечко, дрова, кора, пни.
5. Конструирование из счетных палочек. Поместите на мольберте (доске) образец изображения смоляного бычка (рис.). Предложите детям сложить бычка из счетных палочек. Перед началом работы предложите детям, глядя на образец, сосчитать, а потом вынуть из коробочки нужное количество палочек для выкладывания головы (4), туловища (6), ног (4) и хвоста (1).
Когда изображение из счетных палочек будет готово, дети сами показывают и называют части тела бычка: туловище, голова, рога, передние и задние ноги, хвост. Взрослый уточняет, какую геометрическую фигуру напоминает туловище бычка (прямоугольник).
Затем взрослый просит детей убирать палочки-ноги и спрашивает малышей: «Чего нет?» Дети отвечают: «Нет ног». После этого убирается хвост и опять задается тот же вопрос, на который следует ответ: «Нет хвоста». Далее покажите малышам, как передвинуть верхнюю палочку на «голове» бычка так, чтобы исчезли рога, а изображение головы приобрело форму квадрата. Вновь задайте вопрос: «Чего нет?» — «Нет рогов». Теперь на столе остались лишь две части: голова (квадрат) и туловище (прямоугольник).
Попросите детей назвать эти геометрические фигуры и сравнить, чем они отличаются друг от друга. После выполнения задания бычка опять складывают.
6. Рисование по клеткам. Предложите детям нарисовать бычка по клеточкам, в соответствии с образцом из счетных палочек. Дайте малышам листы в крупную клетку, где точками обозначены начало и конец некоторых линий (рис.), и простые карандаши. Когда изображение бычка будет готово, предложите детям раскрасить его цветными карандашами.
По желанию рисование можно продолжить, нарисовав травку для бычка или прилипшего к нему зайца, волка, медведя.
7. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий