18.12.2010

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Знакомство с творчеством художника-иллюстратора В. В. Лебедева"

Программное содержание. Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора В. В. Лебедева; обратить их внимание на характерные особенности его рисунков. Учить видеть интересные приемы и способы изображения животных и людей.
Материал. Выставка книг с иллюстрациями В. В. Лебедев Ход занятия
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая у нас выставка книг! Вы знаете, кто участвует в создании книги? Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством художника - иллюстратора. Владимир Васильевич Лебедев работал нё созданием книг для детей. В своем стремлении создать новую детскую книгу Лебедев нашел поддержку у поэта Самуила Яковлевича Маршака. Их дружба длилась более сорока лет.
Лебедев с детства как никто другой знал и любил животных. Поэтому с особой любовью он работал над книгами, главными героями которых являются звери. Вот, например, «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршака. Посмотрите, как тонко прочувствовал художник мягкость, доброту, юмор и убаюкивающую мелодичность этой милой сказки.
Пела ночью мышка в норке: «Спи, мышонок, замолчи. Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи».
Такими получились хлопотливая мышка-мать, важная жаба, глупая свинья, хищная крыса, грациозная тетя-кошка с очаровательной мордочкой, нежно мяукающая свою лукавую колыбельную. (Показывает иллюстрации.) А кто помнит, чем заканчивается эта сказка? (Ответы детей.)
В книге «Сказка об умном мышонке» С. Я. Маршака художник рисует на каждом листе и на полях всех действующих лиц этой захватывающей истории. Посмотрите, кошка смотрит на нас словно живая. Она хищно оскалилась, глаза горят, усы топорщатся, уши торчком, спину выгнула. Вот-вот спрыгнет со страниц книжки. Обратите внимание, как точно иллюстрации Лебедева отражают стихи Маршака.
Острозубый, остроглазый, Был он вором и пролазой, И, бывало, каждый день Крал цыплят из деревень.
Про какого зверька эти стихи? На страницах книги мы видим игривых белок, сердитых ежей, таинственную сову и, конечно же, самого героя —толстенького, озорного, смешного мышонка, которого так и хочется погладить по мордочке.
Вот еще одна книга, созданная этим славным творческим содружеством. Как она называется? («Усатый-полосатый».) И здесь как живые нарисованы герои: толстенькая четырехлетняя девочка, которая воспитывает своего очаровательного котенка. Кто может описать котенка? (Ответы детей.) Как поразительно точно схвачены его движения, пушистая мордочка.
Шедевр творчества Лебедева — «Тихая сказка» С. Я. Маршака. Первый разворот этой книги заполнен множеством маленьких веточек, шишек, ягод; иллюстрации обаятельны и разнообразны. Семейство забавных лесных зверюшек—еж-отец, ежиха-мать и ребенок-ежик—изображено мягко, с юмором. Название «Тихая сказка» очень хорошо чувствуется в этих иллюстрациях: в сереньком осеннем пейзаже, в последней картинке, на которой в уютной темной норке, где-то под корнем дерева, притаились от волков колючие родители и их маленький сынок, доверчиво поднявший к ним острую мордочку. Самуила Яковлевича Маршака и Владимира Васильевича Лебедева связывала большая творческая дружба, они советовались во время работы, помогали и глубоко ценили друг друга. Закончит Маршак новые стихи и договаривается с Лебедевым по телефону о встрече. Они обсуждали все — вплоть до мелочей: как будет выглядеть каждая страница будущей книги. То Маршак попросит изобразить какую-то важную для него подробность, то Лебедев посоветует изменить стихотворение, употребить другое слово, немного сократить текст или наоборот, приписать несколько строк. Когда у Лебедева были готовы рисунки, Самуил Яковлевич — быстрый, нетерпеливый — брал их в руки и, подняв очки на лоб, поочередно подносил картинки к самым глазам, всматривался внимательно и нетерпеливо, делая негромко какие-то замечания. И наконец решительно выражал свое мнение.
— Очень хорошо! —заявлял он своим глуховатым, но энергичным голосом. — Очень интересно смотреть. Превосходные вещи! Только вот, кажется, Владимир Васильевич, у меня об этом сказано больше! — И читает стихи. И снова рассматривает картинки, уткнувшись в бумагу.
Владимир Васильевич — высокий, полный — только щурит при этом свои быстрые, веселые, наблюдательные глаза и тоже поглядывает на акварели: то повернет голову чуть влево и вбок, то чуть вправо...
А текст где будет? На каком месте? —говорит Маршак озабоченно... И Лебедев, тихонько сжав губы и как бы про себя улыбаясь, вытягивая шею из-за плеча Маршака, осторожно намечает карандашом пространство для текста.
А не получится,—спрашивает Маршак и начинает смеяться,—не получится, что ваш конь лягает мои стихи?
Тут и Лебедев начинает смеяться, и обоим весело.
Художник очень любил лошадей, эти благородные создания особенно часто появляются на страницах его книг. Это и молодые жеребцы, и игрушечные лошадки из папье-маше. (Показывает иллюстрации.) Из какой книги эти рисунки? Какими приемами художник добивался того, что эта лошадь выглядела как живая, а эта —как игрушечная? Посмотрите на этих двух собак. Одна бежит, другая стоит. Как вы догадались об этом? (Ответы детей.) Посмотрите, сколько жизни, наблюдательности в работах Лебедева. Первой отличительной особенностью творчества этого художника-иллюстратора является то, что в своих рисунках он изображает все реально-правдоподобно. Люди и звери у него как живые, а предметы как будто находятся не в книге, а рядом с нами. Еще одной из отличительных особенностей является то, что все персонажи нарисованы без фона, на чистом белом листе бумаги.
Вот еще одна известная вам книга. Как она называется? («Багаж».) Назовите ее автора. (Маршак.) А кто может сказать, как начинается эта книга? Эта история дорожных злоключений дамы и чудесного превращения ее собачонки в огромную дворнягу рассказана очень смешно, весело, с какой-то звонкой игровой лихостью. Дама —румяная и глупая барыня, а ее багаж —смешной и нелепый набор вещей. Тут и туго набитый чемодан, и огромный неуклюжий диван, и ненужная картина. Маршак в своих стихах заразительно смеется. Лебедев сохраняет в рисунках веселье и озорство.
Еще одна веха творческого пути Лебедева — книга «Мистер Твистер» С. Я. Маршака. На полях каждой страницы сделаны беглые рисунки. В этих мягких, изящных рисунках, идущих параллельно с текстом, развертывается весь сюжет стихотворения: это то кусочек пейзажа, то лица персонажей, то сюжетная сценка.
Шел
Чернокожий
Громадного
Роста
Сверху
Из номера
Сто девяносто.
Верной
Рукою
Касаясь
Перил,
Шел он
Спокойно
И трубку Курил. Тнислер Не мог Удержаться От гнева, Смотрит Направо И смотрит Налево... — Едем! Сказали
Старуха и дочь.— Едем отсюда Немедленно прочь! Там, где сдают Номера Чернокожим. Мы на мгновенье Остаться Не можем.
В этой книге легко и задорно, как бы и фая, Лебедев высмеивает глупых, самодовольных людей.
Каждое стихотворение Маршака усилено точными, яркими рисунками зоркого и необыкновенно поэтичного художника Владимира Васильевича Лебедева. Целый мир раскрывается перед нами в словах и красках, когда мы читаем и рассматриваем эти любимые книжки. Книги, иллюстрированные Лебедевым, знают и любят дети во многих странах мира.
В конце занятия педагог задает детям вопросы: «С творчеством какого художника-иллюстратора вы сегодня познакомились? Чем отличаются иллюстрации Лебедева от иллюстраций других художников? С кем из поэтов долгое время сотрудничал художник? Какие книги вам понравились и почему?».

1 комментарий:

  1. спасибо! очень нужная информация. Интересное занятие.

    ОтветитьУдалить