15.07.2011

Нужно дошкольников учить читать?

Нужно дошкольников учить читать?
мальчик библиотека книга
- Моя Галинка еще с пяти лет прочитала букварь. А теперь берем из библиотеки детские книги, и она читает.
- А наш Тарасик знает все буквы, но еще не читает, мы и не учим читать - в школе научат.
- Ирочка умеет читать и писать. Она каждый день час учится - читает и пишет.
- А мы не учим своего сына ни писать, ни читать, для чего забирать детство, оно и так короткое.
Кто же прав из родителей? Современные программы первого класса требуют от детей соответствующей подготовки, в том числе и знание звуков и букв, умение читать двусложные слова, короткие предложения. Организованную подготовку детей к школе осуществляют: детские сады. Если ребенок не посещает дошкольное учреждение, вся ответственность за подготовку его к школе возлагается на родителей. Именно они должны ознакомить детей со звуками и буквами, научить сливать согласные с гласными в слоги, читать первые слова.
Однако не все родители знают, каким методом нужно учить ребенка читать. В отдельных семьях используют побуквенное чтение: «Ты говори, Оленка,« р. .. а-я, м. .. а-ма и читай - ма-ма ...». Действительно, когда-то учили и в школе читать первоклассников по такому методу. Если же ребенок научится читать по неправильному «дедовскому» методу, это принесет большой вред ребенку в школе, ведь переучивать значительно труднее, чем научить. Сейчас обучение грамоте в школе проходит по звуковым аналитико-синтетическим методам. В основе обучения грамоте лежит не буква, а звук.
До шести лет в семье дошкольник должен получить такие знания грамоты:
Научиться выделять последовательно звуки в словах (рак - первый звук р, второй - а, третий - к), распределять звуки на гласные и согласные (а, есть, и, и, о, у - гласные; м, ш, п, р и проч. - согласные).
Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова делятся на слоги, слог на звуки, различать звуки и буквы.
Знать печатные буквы: А, О, У, И, И, Е, М, Ш, С, Р, Л, Н, П, Т, К, В, Г, Д (если ребенок легко усваивает, можно ознакомить со всем алфавитом ), различать маленькую и большую буквы, знать их назначение. Большая буква пишется в начале предложения, в именах, фамилиях людей, кличках животных, в названиях городов и сел.
Составлять из букв разрезной азбуки прямые (ма, па, ра, су, на), обратные слоги (ам, ум, аш, уш) и двусложные слова с открытыми складами (мама, рама, папа, пила).
Читать слова и короткие предложения, составленные из разрезной азбуки или кубиков. В отдельных семьях дают дошкольнику читать «Букварь». Это делать не следует, так как в школе у ребенка пропадет интерес к учебе, ведь материал учебника будет известен. Азбуку на кубиках и в картинках можно давать ребенку для самостоятельных игр на пятом году жизни. Дети, играя с азбукой на кубиках, как правило, легко запоминают и узнают все буквы до пяти лет. В таких случаях не стоит мешать ребенку, но и не следует требовать от него изучения букв, если у ребенка не возник в этом возрасте интерес к графическому изображению звука. Организованное обучение грамоте целесообразно начинать, когда ребенку исполняется 5,5 лет. Сначала научите ребенка выделять звуки в словах, анализировать звуковой состав трибуквенных слов (мак, рак, суп, сыр и др.). Путем усиленного произношения каждого звука в слове. Например, взрослый произносит «с ... с ... а .. суп » и обращается к ребенку:« Какой ты слышишь первый звук в слове «СУП»? - А теперь послушай, который второй звук в этом слове: «су ... в ... в ... в ... п», третий: «суп ... п. .. п"? "Звук п следует произносить с усиленной интонацией. Спросить у ребенка, сколько всего звуков в слове, предложить назвать первый, второй, третий. Когда ребенок научится выделять последовательно каждый звук в слове, можно давать ей такие упражнения:
- Каким звуком отличаются слова «сыр» и «сын»?
- Придумай слово, которое бы начиналось на второй звук в слове «мак» (абрикос), на третий звук в слове «суп» (пила).
- На каком месте стоит звук и в слове «гриб»?
- Придумай слово, в котором бы звук а стоял в начале (автобус), в середине (мак), в конце слова (школа).
- Найди общий звук в словах скороговорки (аист, аист, летаешь далеко).
- Посчитай, сколько звуков в слове (стол, окно, нос, рис, слон).
Взрослые объясняют ребенку, что все звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки (а, есть, и, и, о, в) произносятся долго, их можно петь, согласные же звуки нельзя петь, они произносятся отрывисто (г, к, х, п, т), без участия голоса. По указанию взрослого ребенок находит в словах гласные и согласные звуки, определяет, на каком месте стоит гласный, на каком - согласный.
Еще до школы ребенка следует ознакомить с предложением практически, не определяя правил. Например, поставить на стол игрушки, предложить ребенку описать их, услышав удачное двословное предложение, сказать: «Какое хорошее предложение ты сказал про игрушку!» - «Кукла сидит», повтори еще раз это предложение. В твоем предложении 2 слова. Какое первое слово? Названия его. Какое второе? Теперь я скажу предложение «Кукла спит». Сколько слов в моем предложении? Какое первое? Какое второе? Придумай предложение, чтобы было три слова »(Катя легла спать).
Взрослый объясняет: «Когда мы говорим, рассказываем, спрашиваем, мы говорим предложениями. Предложение состоит из слов. В предложении может быть два, три и более слов ».
После усвоения детьми предложения взрослый учит ребенка делить слова на слоги, соблюдая определенный порядок: сначала двусложные (мама, рама), затем трехсложные (машина, малина). Объясняет ребенку, что слова делятся на части, слоги. Сколько гласных в слове, столько и слогов. Например, в слове «рама» два гласных звука, в первом слоге "ра" и во втором «ма». Произносят вместе с ребенком слово по слогам: ра-ма.
В слове может быть два, три и более слогов. Предложить ребенку назвать двусложные и трехсложные слова, определить последовательно первый, второй, третий слог. На следующих занятиях дети знакомятся с односложными словами. Узнают, что часть слов нельзя разделить на слоги, это слово-слог и произносится сразу целым словом: слон, гриб, суп, рак.
Такая подготовительная работа по обучению грамоте проводится в течение сентября - октября. В ноябре следует ознакомить ребенка с печатными буквами А, В, М, Ш, научить его складывать прямые и обратные слоги, сливать согласный с гласным. Избежать побуквенного чтения помогут ряд приемов. Так, можно предложить ребенку вспомнить, как произносится слог перед тем, как его читать. Например, ребенок разложил слово «Маша» на слоги (Ма-ша), слог «Ма-» на звуки м и а, из букв разрезной азбуки составила слог «Ма-». Теперь следует его прочесть. Взрослый предлагает вспомнить, какое слово они анализируют, кокой первый слог в этом слове, как произносится этот слог. «А теперь прочитай также, как произносила». Этот прием можно использовать на первых этапах обучения дошкольников чтению слогов и слов, он предупреждает побуквенное чтение.
Помогает ребенку и чтение слов по сходству. Например, когда ребенок с помощью звукового анализа прочитала слово «Маша», нужно еще прочесть слова: мама, сама, Саша, наша, Паша. Для этого взрослый выставляет эти слова по очереди в кассе. Ребенок легко может прочитать слова, которые отличаются лишь одной буквой без звукового анализа. Нельзя забывать и о артикуляцию звуков, обозначенных буквами, она помогает детям прочитать нужный слог, состоящий из губных, зубных согласных и гласных звуков (ма, му, мы, па, пу, по). Скажем, ребенку нужно прочитать слог «ма». Предлагаем ему подготовиться к произношению первого звука м, «сжать губы», потом к другому - рот широко открыть, «губы вытянуть». «Запри губы, подай голос, не обрывая его, скажи а, получится слог "ма".
Можно предложить следующий прием: подготовиться к произношению согласного звука перед чтением прямого слога. Ребенку нужно прочитать слог ма. Взрослый предлагает ему приготовиться к произношению согласного ма, но не произносить его, а читать сразу две буквы, слог. Взрослый указкой указывает на гласный звук. Значительно облегчает слияние согласного с гласным, протяженное произношение согласного с быстрым переходом на гласный звук («Произноси протяжно первый звук, пока не подставлю второй»). Этот прием полезен при чтении прямых слогов с протяженными согласными л, м, р, ш, с. Для самостоятельных упражнений используется наращивание гласных и согласных звуков в начале и в конце слов (у-ра-Шу-ра, осы - росы).
Значительно облегчает переход к плавному чтению слов с закрытым составом (сом, суп и др.). Правильно поставлена работа с прямыми и обратными слогами. Обратные слоги следует включать в составные таблицы, предлагать детям самостоятельно сопоставлять прямые и обратные слоги путем перестановки гласных букв, поскольку они образуют слог. Такая работа помогает ребенку лучше понять роль гласного звука в образовании слогов.
После ознакомления ребенка со слоговым чтением следует говорить ему: «Смотри на гласный звук и говори слог». Если ребенок читает отдельными буквами и не сливает звуков в слог, можно сравнить чтение с живой речью: «Ты читаешь« миа, миа », когда ты обращаешься ко мне, то так не говоришь, а говоришь« мама », так и читай слитно, по слогам «ма-ма».
Для большинства дошкольников свойственна такая ошибка, как нечистое произношение звука, вместо ш, м, н, р дети произносят ши, мы, ни, ры. Поэтому ценным приемом является чтение по очереди согласных звуков и слогов (согласный + ы): р-ры, н-ни, т-ты, с-сы ... Этот прием помогает воспринимать звук в его чистом звучании и избежать ошибок в произношении согласных звуков с гласным призвуком и. Каждую неделю можно знакомить с новой буквой. Знакомству с буквой предшествует звуковой анализ слова в течение всего периода обучения грамоте. В школе ребенок называет звук в чистом звучании р, л, а не ер, эл. Когда ребенок научится составлять из букв разрезной азбуки слоги и слова, можно начинать читать «Азбуку». За одно занятие следует читать не более одной-двух страниц. Организованное обучение грамоте ребенка в семье рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю в течение 25-30 минут.

2 комментария:

  1. Я считаю, что учить надо. Но не забывать о других аспектах. Например, о самостоятельных навыках. Картина: в 5 лет уже читает, а штаны снять сам не может.

    ОтветитьУдалить
  2. А у нас другая проблема. Сыну 4,5 года. В садике он в средней группе. Значит до школы еще 1,5 года. Но в группе заставляют уже читать такие слова как "оса", лук" - и обязательно чтобы они значи: сколько гласных, сколько согласных, как графически записываются звуки (чёрточка или кружочек). У ребенка истерика. Он всё время плачет на занятиях. Но воспитатель говорит, что хочет научить их читать до начала школы. У ребенка отпало всякое желание ходить в садик. Это катастрофа!. Моя старшая дочь пошла в школу и плохо складывала слоги. А в школе научилась отлично читать за полгода. И теперь в 6 классе круглая отличница. Пожалуйста, воспитатели. Оставьте детям детство!!!

    ОтветитьУдалить