Занятия с сенсорно-познавательного развития с использованием элементов народной математики для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Бабушкина наука»
Цель: Развивать воображение, мышление, наблюдательность, память, математические способности. Воспитывать интерес к народной математике и народному творчеству. Упражнять детей в количественном счете и счете парами. Научить измерять сыпучие вещества народной меркой - горсткой. Познакомить с народной меркой длины - пядь и научить ею измерять. Дать детям знания о том, что числа в народе имели свое значение, вспомнить с детьми произведения, в которых встречаются числа. Закрепить ориентирование в пространстве.
Материал: Картинки домашних птиц и животных, решето, пшеница, венчик, ленты, корзина, одежда бабушки.
Ход занятия
1. Организация детей.
Воспитатель: Мы обещали бабушке приехать в гости, поэтому давайте собираться в дорогу. Чтобы мы быстрее добрались до ее дома, бабушка нам подсказала короткую дорогу. Пройдите по дороге прямо след в след 5 шагов, повернуть влево - перепрыгнуть через ручей, повернуть вправо и сделать три коротких шага. Там увидим волнистую тропинку, которая и приведет к бабушкиному дому. (Дети двигаются согласно инструкции)
Бабушка выходит из дома.
Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада вас видеть! Вы так выросли! Вы собираетесь идти в школу? Готовы?
2. Счет.
Бабушка: Сейчас я проверю (на доске выставлено 10 животных и 10 птиц). Посмотрите, дети, какая у меня живность. Они вас очень рады видеть и хотят с вами поиграть. Посчитайте,
Сколько животных? (6)
Сколько птиц (4)
Сколько всего вместе и животных, и птиц (10)
Кто может посчитать в обратном направлении?
Посчитайте порядковым счетом.
В народе скот и птицу считали парами, поэтому посчитайте.
3. Измерение сыпучих.
Бабушка: Я купила решето пшеницы для моих курочек, и не знаю на сколько дней мне хватит. Поможете мне? Даю им по горсти три раза в день. Так сколько горстей съедают куры днем? Горсть - это народная мерка. Давайте я насыплю в каждую мисочку по 3 горсти пшеницы. Так узнаем, на сколько дней хватит. (Дети отмеряют по три горстки в каждую мисочку).
4. Физкультминутка.
Народная игра «Катился веночек»
5. Измерение длины.
Бабушка: Чего не хватает у веночка? (Лент) Вот у меня в корзине ленты, но я не знаю, правильная ли у них длина. Должно быть 4 малых пядей. Давайте проверим. Малая пядь - это расстояние между большим и указательным пальцем.
Воспитатель раздает ленты и дети самостоятельно измеряют.
Бабушка: Какая длина ваших лент? (Ответ детей) Итак, ленты правильной длины. Давайте их прикрепим к веночку. Кто знает стихотворение о народных символах?
Ребенок:
Тема: «Бабушкина наука»
Цель: Развивать воображение, мышление, наблюдательность, память, математические способности. Воспитывать интерес к народной математике и народному творчеству. Упражнять детей в количественном счете и счете парами. Научить измерять сыпучие вещества народной меркой - горсткой. Познакомить с народной меркой длины - пядь и научить ею измерять. Дать детям знания о том, что числа в народе имели свое значение, вспомнить с детьми произведения, в которых встречаются числа. Закрепить ориентирование в пространстве.
Материал: Картинки домашних птиц и животных, решето, пшеница, венчик, ленты, корзина, одежда бабушки.
Ход занятия
1. Организация детей.
Воспитатель: Мы обещали бабушке приехать в гости, поэтому давайте собираться в дорогу. Чтобы мы быстрее добрались до ее дома, бабушка нам подсказала короткую дорогу. Пройдите по дороге прямо след в след 5 шагов, повернуть влево - перепрыгнуть через ручей, повернуть вправо и сделать три коротких шага. Там увидим волнистую тропинку, которая и приведет к бабушкиному дому. (Дети двигаются согласно инструкции)
Бабушка выходит из дома.
Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада вас видеть! Вы так выросли! Вы собираетесь идти в школу? Готовы?
2. Счет.
Бабушка: Сейчас я проверю (на доске выставлено 10 животных и 10 птиц). Посмотрите, дети, какая у меня живность. Они вас очень рады видеть и хотят с вами поиграть. Посчитайте,
Сколько животных? (6)
Сколько птиц (4)
Сколько всего вместе и животных, и птиц (10)
Кто может посчитать в обратном направлении?
Посчитайте порядковым счетом.
В народе скот и птицу считали парами, поэтому посчитайте.
3. Измерение сыпучих.
Бабушка: Я купила решето пшеницы для моих курочек, и не знаю на сколько дней мне хватит. Поможете мне? Даю им по горсти три раза в день. Так сколько горстей съедают куры днем? Горсть - это народная мерка. Давайте я насыплю в каждую мисочку по 3 горсти пшеницы. Так узнаем, на сколько дней хватит. (Дети отмеряют по три горстки в каждую мисочку).
4. Физкультминутка.
Народная игра «Катился веночек»
5. Измерение длины.
Бабушка: Чего не хватает у веночка? (Лент) Вот у меня в корзине ленты, но я не знаю, правильная ли у них длина. Должно быть 4 малых пядей. Давайте проверим. Малая пядь - это расстояние между большим и указательным пальцем.
Воспитатель раздает ленты и дети самостоятельно измеряют.
Бабушка: Какая длина ваших лент? (Ответ детей) Итак, ленты правильной длины. Давайте их прикрепим к веночку. Кто знает стихотворение о народных символах?
Ребенок:
Этот веночек дорогой,
А для дома он святой:
Покой, радость бережет
И от печали стережет.
6. Числа в народном творчестве.
Бабушка: Числа часто встречаются в народном творчестве: стихах, потешки, поговорках, пословицах и считалках. Кто знает потешки, пословицы, в которых встречаются цифры?
Один цвет не делает венка.
Одна пчела мало меда наносит.
Одной рукой в ладоши не захлопаешь.
Одним колесом не уедешь.
Колядка:
Колядин, Колядин, я у отца один.
По колено кожушок, дайте, дядька, пирожок.
Бабушка: Чаще всего в сказках использовали число 3. В каких сказках есть число 3? («Коза-дереза», «Царевна лягушка», «Три медведя», «Котик и петушок»).
Одно «сейчас» лучше трех «потом».
Говорит так, как три дня не ел.
Бабушка: Также часто в народном творчестве встречается число 7.
Семеро одного не ждут
Семь раз отмерь, а раз отрежь.
Бабушка: В каких сказках встречается число 7? («Волк и семеро козлят», «Теремок», «Репка», «Перчатка»).
7. Итог и анализ занятия.
Бабушка: Что вам больше всего понравилось? С какими мерками длины, сыпучих вы познакомились? Что было трудно выполнять? Мне пора идти. До свидания!
Серебрянников Наталья Андреевна, воспитатель дошкольного учебного заведения № 19 «Светлячок» Смелянского городского совета Черкасской области
_______________________________________
Мультфильмы любят и взрослые, и дети. И если раньше, для того чтобы посмотреть любимый мультфильм нужно было ждать время показа его на телеэкране, то сейчас можно его смотреть онлайн в любое удобное для вас время.
А для дома он святой:
Покой, радость бережет
И от печали стережет.
6. Числа в народном творчестве.
Бабушка: Числа часто встречаются в народном творчестве: стихах, потешки, поговорках, пословицах и считалках. Кто знает потешки, пословицы, в которых встречаются цифры?
Один цвет не делает венка.
Одна пчела мало меда наносит.
Одной рукой в ладоши не захлопаешь.
Одним колесом не уедешь.
Колядка:
Колядин, Колядин, я у отца один.
По колено кожушок, дайте, дядька, пирожок.
Бабушка: Чаще всего в сказках использовали число 3. В каких сказках есть число 3? («Коза-дереза», «Царевна лягушка», «Три медведя», «Котик и петушок»).
Одно «сейчас» лучше трех «потом».
Говорит так, как три дня не ел.
Бабушка: Также часто в народном творчестве встречается число 7.
Семеро одного не ждут
Семь раз отмерь, а раз отрежь.
Бабушка: В каких сказках встречается число 7? («Волк и семеро козлят», «Теремок», «Репка», «Перчатка»).
7. Итог и анализ занятия.
Бабушка: Что вам больше всего понравилось? С какими мерками длины, сыпучих вы познакомились? Что было трудно выполнять? Мне пора идти. До свидания!
Серебрянников Наталья Андреевна, воспитатель дошкольного учебного заведения № 19 «Светлячок» Смелянского городского совета Черкасской области
_______________________________________
Мультфильмы любят и взрослые, и дети. И если раньше, для того чтобы посмотреть любимый мультфильм нужно было ждать время показа его на телеэкране, то сейчас можно его смотреть онлайн в любое удобное для вас время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий