22.01.2018

«Как обучать чтению дошкольников, какую методику выбрать »

Я приглашаю к лаборатории педагогических знаний всех кого волнует вопрос «Как обучать чтению дошкольников, какую методику выбрать ».
Я, учитель-логопед Максудова Тамара Валериановна, хочу напомнить неравнодушным, что более 100 лет назад вышла книга К. Ушинского «Родное слово», которая открыла новую эпоху в обучении детей грамоте. Он ввел звуковой метод обучения чтению. Ушинский говорил об этом так; «Я не потому предпочитаю звуковую методику, что дети по ней выучиваются скорее читать и писать; но потому, что, достигая успешно своей специальной цели, методика эта в то же время дает самостоятельность ребенку, беспрестанно упражняет его внимание, память и рассудок дитяти, и, когда перед ним потом раскрывается книга, оно уже значительно подготовлено к пониманию того, что читает, и, главное, в нем не подавлен, а возбужден интерес к учению».
Звуковой метод обучения чтению изменил существовавший до того буквоскладовой.
А что же сегодня? На сегодняшний день существуют 3 (основные) методики обучения чтению (все остальные модификации этих трех):
- традиционная, аналитико-синтетическая: сначала буквы, потом слоги, затем слова;
- составляющая (Зайцева): склады слова;
- методика Г. Домана: чтение словами (глобальное или интуитивное чтение).
Аналитико-синтетический метод обучения
В современной педагогике традиционно наиболее распространено использование аналитико-синтетического метода обучения чтению.
Методика Зайцева является природосоответствующей, способствует развитию и обучению ребенка. Характерная особенность - сочетание в процессе обучения абстрактных и наглядных процедур, основывается на таких дидактических принципах:
 от общего к частному, от частного к общему;
 от конкретно-образного через наглядное к словесно-логическому;
 обеспечение наглядности через различные каналы восприятия: системная подача материала;
 алгоритмизация учебных действий;
 учет физиологии восприятия ребенком учебной информации.
Занятия проходят в игровой форме. Здесь нет ни отстающих, ни неудачников. Задачи, сложность которых находится в зоне ближайшего развития ребенка, вызывают у него желание учиться. Во время обучения чтению с кубиками Зайцева дошкольникам приходится выполнять достаточно сложные мыслительные операции, которыми они овладевают под руководством взрослых. Таким образом, методика Зайцева позволяет организовывать работу дошкольника как преодоление системы посильных трудностей и таким образом наиболее интенсивно задействовать в учебной деятельности познавательный интерес ребенка.
Работая по методике Зайцева, педагог использует рекомендуемые игры и упражнения, выходя из собственного педагогического опыта, количества детей в группе их возраста, развития, настроения детей, в удобной для себя последовательности. Продолжительность каждого занятия не больше 20 мин.
Упражнения:
1. Кто быстрее найдет?
2. Озвучить выбранный состав.
3. Озвучить выбранный кубик.
4. Игра с кубиками (например: подобрать все кубики с такой буквой). 
5. Составные картинки 0.5 - 0.25 формата А-4 (от размера картинки). В левом верхнем углу подписать буквами 2 - 2.5 (1,5-2) см. Надписи выполняют двумя цветами: ударные - черным, безударные - зеленым. С оборотной стороны только надпись.
6. Загадку не могут отгадать - выложить кубиками отгадку.
7. Можно написать загадки на карточках с номерами, а отгадки на отдельном листе пронумемерованые.
Методика Зайцева эффективна по формированию навыков чтения. Однако узкая направленность только на формирование этого навыка делает ее менее привлекательной для детей и педагогов. Обеспечивая высокие результаты в формировании навыков чтения, она все равно достаточно реально проигрывает в общем развивающем воздействии на ребенка. Поэтому использовать ее следует только в сочетании с другими методиками, имеющими более широкую развивающую направленность.
Составляющее обучение
Вариация на тему составляющего обучения чтению «Умные кубики» Олеси Емельяновой. До появления кириллицы язык формировался и развивался как язык с составной структурой и письменностью. Разработанная Емельяновой методика учитывает эту особенность нашего языка и позволяет детям быстро преодолеть главную трудность - чтение отдельных букв вместо слитного произнесения слогов. Иллюстрирующие каждый состав набора рисунки играют роль одновременно и подсказок и задач.
На каждой стороне кубика изображены предмет или животное, название которого начинается с слога, написанного под картинкой.
Ребенок сможет собрать 72 слова, изображенных на кубиках и многие другие. 
Методика Глена Домана (глобальное чтение)
Ребенку предлагают карточки пользователя с большими красными буквами. Взрослый произносит это слово. Иногда рядом кладут рисунок. Ребенок запоминает слова целостно.
Недостатки: пассивность метода - ребенок только смотрит. Иногда ребенок не соотносит данное слово вне карты.
Среди дошкольников выделяются следующие группы детей:
1 - «глобальные» - лучше запоминают целые слова.
2 - «аналитические» - послогового чтения.
3 - «контекстно-зависимые» - узнают слова в контексте.
Исследования, проведенные специалистами центра патологии речи, позволили сделать вывод: детям с нарушением речи необходимы различные методы по обучению чтению. Наиболее эффективными являются глобальное или интуитивное чтение. Такой метод обучения распространен на Западе. Детям показывают предметы, к ним прикрепляются карточки с надписями ( «Что здесь написано?» - 1-2 в день). Через некоторое время карточки перепутать, и предложить разложить по местам. При изучении букв дети находят буквы в надписях, определяют их место.
ВЫБИРАЙТЕ СВОЙ!
___________________________________
Если вы теряетесь в догадках, как правильно выбрать спортивную форму ребенку, то рекомендуем почитать хорошие практические советы на сайте для родителей и детей "Букашка". Там вы так же сможете найти много увлекательной информации, рекомендаций и интересных статей по воспитанию и развитию детей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий