Я приглашаю к лаборатории педагогических знаний всех
кого волнует вопрос «Как обучать чтению дошкольников, какую методику выбрать ».
Я,
учитель-логопед Максудова Тамара Валериановна, хочу напомнить неравнодушным,
что более 100 лет назад вышла книга К. Ушинского «Родное слово», которая открыла
новую эпоху в обучении детей грамоте. Он ввел звуковой метод обучения чтению.
Ушинский говорил об этом так; «Я не потому предпочитаю звуковую методику, что
дети по ней выучиваются скорее читать и писать; но потому, что, достигая
успешно своей специальной цели, методика эта в то же время дает
самостоятельность ребенку, беспрестанно упражняет его внимание, память и
рассудок дитяти, и, когда перед ним потом раскрывается книга, оно уже
значительно подготовлено к пониманию того, что читает, и, главное, в нем не
подавлен, а возбужден интерес к учению».
Звуковой
метод обучения чтению изменил существовавший до того буквоскладовой.
А
что же сегодня? На сегодняшний день существуют 3 (основные) методики обучения
чтению (все остальные модификации этих трех):
-
традиционная, аналитико-синтетическая: сначала буквы, потом слоги, затем слова;
-
составляющая (Зайцева): склады слова;
-
методика Г. Домана: чтение словами (глобальное или интуитивное чтение).
Аналитико-синтетический метод обучения
В
современной педагогике традиционно наиболее распространено использование аналитико-синтетического
метода обучения чтению.
Методика
Зайцева является природосоответствующей, способствует развитию и обучению
ребенка. Характерная особенность - сочетание в процессе обучения абстрактных и
наглядных процедур, основывается на таких дидактических принципах:
от общего к частному, от частного к общему;
от конкретно-образного через наглядное к словесно-логическому;
обеспечение наглядности через различные каналы восприятия: системная подача материала;
алгоритмизация учебных действий;
учет физиологии восприятия ребенком учебной информации.
Занятия
проходят в игровой форме. Здесь нет ни отстающих, ни неудачников. Задачи, сложность которых находится в зоне ближайшего
развития ребенка, вызывают у него желание учиться. Во время обучения чтению с
кубиками Зайцева дошкольникам приходится выполнять достаточно сложные мыслительные
операции, которыми они овладевают под руководством взрослых. Таким образом,
методика Зайцева позволяет организовывать работу дошкольника как преодоление
системы посильных трудностей и таким образом наиболее интенсивно задействовать
в учебной деятельности познавательный интерес ребенка.
Работая
по методике Зайцева, педагог использует рекомендуемые игры и упражнения,
выходя из собственного педагогического опыта, количества детей в группе их
возраста, развития, настроения детей, в удобной для себя последовательности. Продолжительность
каждого занятия не больше 20 мин.
Упражнения:
1.
Кто быстрее найдет?
2.
Озвучить выбранный состав.
3.
Озвучить выбранный кубик.
4. Игра с кубиками (например: подобрать все кубики с такой буквой).
5.
Составные картинки 0.5 - 0.25 формата А-4 (от размера картинки). В левом верхнем
углу подписать буквами 2 - 2.5 (1,5-2) см. Надписи выполняют двумя цветами: ударные - черным, безударные - зеленым. С оборотной стороны только надпись.
6.
Загадку не могут отгадать - выложить кубиками отгадку.
7.
Можно написать загадки на карточках с номерами, а отгадки на отдельном листе пронумемерованые.
Методика
Зайцева эффективна по формированию навыков чтения. Однако узкая направленность только на формирование этого навыка делает ее менее привлекательной для детей и
педагогов. Обеспечивая высокие результаты в формировании навыков чтения, она
все равно достаточно реально проигрывает в общем развивающем воздействии на
ребенка. Поэтому использовать ее следует только в сочетании с другими
методиками, имеющими более широкую развивающую направленность.
Составляющее обучение
Вариация
на тему составляющего обучения чтению «Умные кубики» Олеси Емельяновой. До
появления кириллицы язык формировался и развивался как язык с составной
структурой и письменностью. Разработанная Емельяновой методика учитывает эту
особенность нашего языка и позволяет детям быстро преодолеть главную трудность
- чтение отдельных букв вместо слитного произнесения слогов. Иллюстрирующие
каждый состав набора рисунки играют роль одновременно и подсказок и задач.
На
каждой стороне кубика изображены предмет или животное, название которого начинается
с слога, написанного под картинкой.
Ребенок
сможет собрать 72 слова, изображенных на кубиках и многие другие.
Методика
Глена Домана (глобальное чтение)
Ребенку
предлагают карточки пользователя с большими красными буквами. Взрослый произносит
это слово. Иногда рядом кладут рисунок. Ребенок запоминает слова целостно.
Недостатки:
пассивность метода - ребенок только смотрит. Иногда ребенок не соотносит данное
слово вне карты.
Среди
дошкольников выделяются следующие группы детей:
1
- «глобальные» - лучше запоминают целые слова.
2
- «аналитические» - послогового чтения.
3
- «контекстно-зависимые» - узнают слова в контексте.
Исследования,
проведенные специалистами центра патологии речи, позволили сделать вывод:
детям с нарушением речи необходимы различные методы по обучению чтению. Наиболее эффективными являются глобальное или интуитивное
чтение. Такой метод обучения распространен на Западе. Детям показывают
предметы, к ним прикрепляются карточки с надписями ( «Что здесь написано?» -
1-2 в день). Через некоторое время карточки перепутать, и предложить разложить
по местам. При изучении букв дети находят буквы в надписях, определяют их
место.
ВЫБИРАЙТЕ
СВОЙ!
___________________________________
Если вы теряетесь в догадках, как правильно выбрать спортивную форму ребенку, то рекомендуем почитать хорошие практические советы на сайте для родителей и детей "Букашка". Там вы так же сможете найти много увлекательной информации, рекомендаций и интересных статей по воспитанию и развитию детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий