18.12.2010

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Семья"

Программное содержание. Помочь детям понять родственные отношения в семье, закреплять умение называть членов своей семьи. Воспитывать любовь и уважение к родителям, желание заботиться о родных и близких. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, числительными; в употреблении сложных прилагательных, глаголов. Развивать логическое мышление.
Материал. Девочка, мама, папа, мальчик, бабушка, дедушка, дядя (игрушки или иллюстрации).
Ход занятия
Воспитатель. (Показывает по ходу рассказа ифушки или иллюстрации.) Проснулась Аленка, умылась, причесалась, надела нарядное платье. У нее сегодня день рождения! Входит Аленкин брат, Миша, и дарит ей цветы. Аленка благодарит брата и ласково его называет. Догадайтесь, как? (Братик, братишка.) Миша поздравил сестру и тоже ласково ее назвал. Догадайтесь, как? (Сестричка, сестренка, сестреночка.) Входит мама и дарит Алене новое платье, которое она сшила сама. Она много трудилась, чтобы сделать подарок. Значит, мама какая? (Трудолюбивая.) Папа подарил Алене красный мяч и показал, как им играть. Значит, папа какой? (Ловкий, умелый.) Кем приходится Аленка папе и маме? (Дочкой.) Как Аленку мама и папа ласкою называют? (Дочка, доченька, дочурка.) Кем приходится папе и маме Миша? (Сыном.) Как Мишу и наших мальчиков папы и мамы ласково называют? (Сынок, сыночек, сынулечка.)
Раздается стук в дверь.
Воспитатель. Ура! Пришли мамины мама и папа. Догадайтесь, кто они для Аленки и Миши? {Дедушка и бабушка.) Кем приходится им Аленка? (Внучкой.) Как Аленку называют дедушка и бабушка? (Внучка, внученька.) Кем приходится дедушке и бабушке Миша? (Внуком.) Как они ласково называют Мишу? (Внучек, енучоночек, внучок.) Стали они все вместе водить хоровод. Давайте и мы в хоровод встанем.
Дети исполняют хоровод «Каравай». Воспитатель рассаживает игрушки вокруг стола.
Воспитател ь. Ребята, посмотрите, сколько мам сидит за столом? (Две.) Сколько дочек? (Две.) Сколько пап сидит за столом? (Два.) Сколько сыновей сидит за столом? (Два.) Отгадайте загадку: «За столом сидят: две мамы, две дочки, бабушка и внучка. Сколько человек сидит за столом?» (Три.) А сколько человек в вашей семье? (Ответы детей.) Давайте поиграем.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик—бабушка, Этот пальчик—папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик —буду я, Вот и вся моя семья.
Воспитатель. Какая у вас семья? (Большая, дружная, веселая.) Какая мама? (Добрая, ласковая, заботливая.) Какая бабушка? (Добрая, спокойная, умелая.) Какой папа? (Работящий, умный, ловкий.) Какой дедушка? (Требовательный, трудолюбивый, добродушный.) О ком можно сказать «ласковая»? (О маме, бабушке, сестре, внучке.) О ком можно сказать «заботливый»? (Ответы детей.) Если в семье есть родители, то есть и... (Дети.) Папа и мама любят своих... (Детей.) А какими бывают дети? (Озорные, шаловливые, веселые, подвижные, шумные, неугомонные, ловкие, дружные, крикливые, драчливые, спокойные.) Если дети шаловливые, значит, они что делают? (Шалят.) Дружные (дружат), веселые (веселятся), радостные (радуются).
Папу Алены и Миши зовут Андрей. Каким полным именем будут называть Алену и Мишу, когда они вырастут? (Алена Андреевна, Михаил Андреевич.) Пусть каждый из вас вспомнит, как зовут его папу, и скажет, как его будут называть, когда он вырастет. (Ответы детей.)
Раздается стук в дверь.
Воспитатель. Пришел еще один гость. Аленкина мама обрадовалась, ведь это ее брат. Его усадили за стол. Скажите, кем он приходится Алене и Мише? (Дядей.) А кем приходится дядя бабушке и дедушке Алены и Миши? (Сыном.) У кого из вас есть дядя? Подумайте, чей это брат, мамы или папы? А у кого из вас есть двоюродные братья или сестры? Подумайте и скажите, кем приходятся вам их родители? (Дядей и тетей.) В родственных отношениях разобраться бывает непросто. Послушайте стихотворение.
Педагог читает стихотворение Я. Акима «Кто кому кто?».
Бабушка, бабушка, я чья дочка?
Ты, Федина дочь, моего сыночка.
Мой папа большой, а совсем не сыночек.
Сыночек. Брат четырех моих дочек. Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи? —Да разве у дочки мы были? У тети! —Тетю твою я в люльке качала.
Бабушка, стой, объясни все сначала. Кто мне Наташа и два ее братца.
Ладно, попробуем разобраться. Их мама, племянницы мужа сестра. Маленькой ох была и шустра! А ты им доводишься хитрое дело...
Бабушка, что-то у нас пригорело!
Тьфу ты, пока я соображала, все молоко из кастрюли сбежало. /
Воспитатель. Сегодня мы поговорили о ближайших родственниках. Поинтересуйтесь у родителей, какие еще родственники у вас есть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий