18.12.2010

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Магазины"

Программное содержание. Познакомить детей с магазинами; уточнить их знания о том, что в них продают. Расширять словарный запас. Учить образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными в роде и падеже.
Материал. Куклы: Лето, Осень, Зима, мама, папа, ребенок. Одежда, обувь и головные уборы; схема описания вещей.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям кукол и рассказывает: «Встретились однажды Лето, Осень и Зима и начали спорить о том, кого больше любят люди.
Зима. Меня, потому что зимой люди много одежды на себя надевают, наряжаются.
Лето. Нет, меня! Когда солнышко припекает, никакой одежды не надо. Люди все сами с себя снимают и греются с удовольствием у воды.
Осень. Нет, меня! Когда дожди лить начинают, все радуются, красивые зонты достают, а дети по лужам бегают!
Воспитатель. Давайте попробуем их помирить. Отгадайте загадки.
Пусты поля, Мокнет земля, Дождь поливает. Когда это бывает?
( Осенью)
Если дождик, мы не тужим, Бойко шлепаем по лужам. Будет солнышко сиять — Нам под вешалкой стоять.
(Резиновые сапоги)
А что еще мы обуваем на ноги осенью? (Боты, ботинки, калоши.) Назовите их одним словом. (Обувь.) Где шьют обувь? (На фабрике.) Где ремонтируют обувь? (В ремонтной мастерской.) Где можно купить обувь? (В магазине.) Как называется такой магазин? («Обувь».) Я вас приглашаю в магазин обуви. Если вам нужна детская обувь, то в какой отдел вы пойдете? (Отдел детской обуви.) Если нужно купить женскую обувь, то в какой отдел нужно пойти? А если нужно купить мужскую обувь? (Ответы детей.) Какую обувь носят осенью? (Осенняя.) Назовите осеннюю обувь. (Резиновые сапожки, боты, ботинки.) Какую обувь носят летом? (Летнюю.) Назовите летнюю обувь. (Сандалии, босоножки, туфли.) Какую обувь носят зимой? (Зимнюю.) Назовите зимнюю обувь. (Сапоги, валенки, унты.) В магазине есть отдел спортивной обуви. Какую спортивную обувь вы знаете? (Чешки, кроссовки, кеды, лыжные ботинки.) Какая обувь сделана из кожи? (Кожаная.) Какая обувь сделана из резины? (Резиновая.) Какая обувь сделана из меха? (Меховая.)
Посмотрите на свою обувь, подумайте и скажите, а если можно, то покажите, что можно с ней делать. (Надевать, снимать, застегивать, расстегивать, зашнуровывать, расшнуровывать, мыть, чистить, ремонтировать.)
Осень. Молодцы. А теперь отгадайте загадку.
Снег на полях. Лед на реках. Вьюга гуляет. Когда это бывает?
( Зимой)
Зима. Что люди надевают зимой, чтобы не замерзнуть? (Шубы, дубленки, зимние пальто.)
Воспитатель. Как можно назвать эти вещи одним словом? (Одежда.) В каком магазине можно купить одежду? (Ответы детей.) Я вас приглашаю в магазин «Одежда». Как вы думаете, какие отделы есть в этом магазине? (Отделы мужской, женской и детской одежды.) Это волшебный магазин. Я — покупатель, а вы —зеркала. Да не простые, а говорящие: что бы я ни делала, вы называете мои действия. Я надеваю пальто, а вы говорите: «Мы надеваем пальто». Я снимаю пальто. (Мы снимаем пальто.) Я застегиваю куртку. (Мы застегиваем куртку.) Я чищу пиджак. (Мы чистим пиджак.) А еще зеркала умеют догадываться, что я делаю.
Педагог показывает, дети называют действие.
Воспитатель. Я пуговицу., (пришиваю). Я подол... (подшиваю). Я блузку... (стираю). Я молнию... (расстегиваю).
Затем педагог спрашивает у детей, какую одежду носят осенью, зимой, летом; просит назвать предметы одежды.
Зима. А теперь, ребята, отгадайте мою загадку.
Солнце печет, Липа цветет, Рожь поспевает. Когда это бывает?
(Летом)
Воспитатель. Верно. А теперь мы с вами веселимся на поляне в лесу: птицы поют, солнышко пригревает.
Звучит музыка. Дети свободно танцуют или играют.
Воспитатель. Какие головные уборы вам летом надевают мамы? (Косынки, панамы, фуражки.) Какие головные уборы носят дети? (Детские.) Вы надеваете их летом, значит, они какие? (Летние.) Где можно купить головные уборы? (В магазине «Головные уборы».) Если головные уборы носят женщины, то они..? (Женские.) А если головные уборы носят мужчины? (Мужские.) Какие головные уборы носят осенью? (Шляпы, вязаные шапки, фуражки.) Какие головные уборы носят зимой? (Меховые шапки, шали, ушанки.)
Осень. Вы сегодня узнали много интересного об обуви, одежде и головных уборах. Отгадайте, про что можно сказать «вязаная»? (Шапка, юбка, кофта.)
Зима. Про что можно сказать «вязаный»? (Шарф, свитер, джемпер, берет.)
Лето. Про что можно сказать «кожаная»? (Шапка, кепка, куртка, шляпа, юбка.)
Осень. Про что можно сказать «кожаный»? (Плащ, пиджак).
Воспитатель. Лето, Осень и Зима! Вы — волшебники. Каждый из вас по-своему наряжает людей, и у всех это хорошо получается, так что и спорить не о чем! В каких магазинах мы сегодня побывали? (Ответы детей.) А знаете ли вы, что продают в Доме ткани? А в Доме книги? (Ответы детей.) Куклы, мишки и петрушки, значит, это... (Дом игрушки.) Для барабанов, гитар и мандолин есть специальный... (Музыкальный магазин.)
В заключение воспитатель читает рассказ.
Как одежда разбежалась по комнате
Утром мама будит Варю: «Варя, вставай, быстро одевайся, пора в детский сад*. Варя хочет одеться, а колготок нет. Где колготки? На стуле нет, под стулом нет. Смотрит — колготки у куклы в кроватке. А где юбка? Под шкафом нет, за шкафом нет. Вот она, на книжной полке. Мама зовет: «Варя, быстрей, опоздаем!» А Варя думает: «Где мои туфли?» Один под кроватью, а другого нет. Где лента? Где носовой платок?
Долго одевалась Варя и опоздала в детский сад. Нина Петровна спросила: «Почему ты опоздала?» Варя сказала: «Я искала одежду». Нина Петровна удивилась: «Почему твоя одежда спряталась от тебя?»

Комментариев нет:

Отправить комментарий