Программное содержание. Познакомить детей с материалами (деревом, стеклом, металлом, пластиком) и их свойствами на основе сравнения. Учить самостоятельно определять материал, из которого изготовлен предмет. Обогащать словарь; упражнять в составлении описательных рассказов.
Материал. Бруски из дерева, стекла, металла, пластмассы. Изделия из дерева, стекла, металла, пластмассы. Таз с водой, свечка. Ложки из дерева, стекла, металла, пластмассы. Иллюстрации с изображением различных предметов. Банка с горячей водой. Схема описания предмета.
Ход занятия
Воспитатель выкладывает на стол бруски из дерева, стекла, металла, пластмассы и рассказывает: «Жили-были металл, стекло, пластмасса и дерево. Жили они дружно, чем могли помогали людям, но однажды заспорили: кто из них важнее и нужнее? Для разрешения своего спора собрались они в поход. Идут они, идут, вдруг на пути речка. Как им быть?»
Воспитатель выслушивает ответы детей. Правильное решение проверяется экспериментально. Например, воспитатель опускает бруски в таз с водой и спрашивает: «Как вы думаете, почему металлический брусок сразу утонул? (Он тяжелый.) Что произошло с деревянным бруском? Пластмассовым? Стеклянным? (Ответы детей.) Как им перебраться на другой берег?».
Дети предлагают разные варианты, например: на деревянный брусок положить сначала металлический, затем стеклянный и так по очереди переправить все бруски.
Воспитатель. Перебрались друзья на другой берег. Деревянный брусок загордился, ведь это он всех выручил. Проголодавшись, они развели костер. Какая посуда им понадобится? (Котелок.) Из какого материала изготавливают котелки? (Из металла.) Что еще изготавливают из металла? (Ответы детей.)
Педагог дает детям ложки, кастрюльку, сковородку; разрешает их потрогать, постучать.
Воспитатель. Почему все эти предметы сделаны из металла? (Он прочный, не бьется, не ломается; быстро нагревается, но не горит; гладкий, не гнется...) Давайте проверим, так ли это.
Педагог зажигает свечку, нагревает кусочек пластика —он коробится. Дерево горит, металл нагревается. Со стеклом можно не проводить эксперимент, но следует сказать детям, что стекло при нагревании может лопнуть.
Воспитатель. Сварили друзья кашу, и каждый предпочел использовать для еды ложку из любимого материала. Если ложка из металла, то она какая? (Металлическая.) А если из стекла? Пластмассы? Дерева? Как вы думаете, какой ложкой удобнее есть горячую кашу? (Металлической горячо, пластиковая может согнуться, стеклянная может разбиться.) Удобно есть деревянной ложкой, она не нагревается. Но почему мы едим металлическими ложками? (Они прочные, легко моются. Если пища горячая, то ждем, когда она остынет.)
Посмотрите вокруг и найдите предметы, сделанные из дерева. Потрогайте их, определите на вес, постучите ими. Сравните с предметами, сделанными из металла. Какими свойствами обладает дерево? (Легкое, шершавое, ломается, горит, но не нагревается.) Поели наши друзья и решили, что им не мешало бы построить дом. Из какого материала они будут его строить и почему?
Дети разбирают разные варианты, например: если построить дом из металла, то в нем будет жарко. Если сделать дом из пластика, то от солнца он может деформироваться; он нагревается, но не держит тепло, значит, в этом доме будет холодно.) Удобный, теплый дом можно построить из дерева.
Воспитатель. А из чего делают окна в доме? Найдите предметы из стекла и положите их перед собой. Потрогайте их, погладьте, определите на вес, сравните с изделиями из металла. Какими свойствами обладают изделия из стекла? (Прозрачные, гладкие, легко бьются, хорошо моются, тяжелые.) Какие еще предметы из стекла вы знаете? (Ответы детей.) Найдите в группе предметы из пластмассы и скажите, какими свойствами они обладают? (Легкие, гладкие, хорошо моются, при ударе издают глухой звук, яркие по окраске.) Как вы думаете, что можно изготовить из пластмассы для дома? (Салфетницы, игрушки, стулья.) А теперь я предлагаю поводить хоровод «Мы на луг ходили».
Проводится физкультминутка. Затем проводится дидактическая игра «Чудесный мешочек» (дети описывают предметы по схеме).
Воспитатель. Взгляните, наши друзья что-то призадумались. Настало время разрешить их спор. Кто важнее всех и почему? Можно ли обойтись без кого-либо из них и почему? (Ответы детей.) Они все очень нужны и очень важны, без них нам никак не обойтись!
Дополнительный материал
«Зеленая» бумага
(экологическая сказка)
Жил-был на свете мальчик—Вова Переделкин. Однажды в солнечный летний день Вове нечего было делать, он сидел на скамейке в парке, покачивая ногами и глядя по сторонам. Ярко светило солнце, мальчик достал лупу и стап выжигать на дереве надпись «Здесь был Вова». Дуб, на котором Вова решил увековечить свое имя, был высоким и могучим. Когда мальчик старательно выводил слово «был», мимо проходил волшебник. Он выглядел как обычный человек, только на голове у него была шляпа с пером, а в руках —необычная, с металлическим отливом, трость. Волшебник посмотрел на Вову, покачал головой, глубоко и грустно вздохнул и взмахнул тростью. Та описала в воздухе дугу, разбрасывая вокруг себя маленькие звездочки, на секунду застыла, осветилась волшебным светом. И... пропала вместе с волшебником.
Вова вывел последнюю букву «а» и отошел, чтобы полюбоваться своей работой. И вдруг! Дерево прямо на глазах стало оживать. Сначала закачалась крона, и листики начали перешептываться между собой. Потом у них появились маленькие глаза, которые изумленно смотрели на Вову. И Вова смотрел на них и не верил сам себе. Он похлопал глазами, огляделся вокруг— никого не было, все как будто застыло. Потом у дерева появился рот, выросли руки —дуб на глазах превращался в человека!
Вова опешил и медленно-медленно опустился на скамейку, стоявшую неподалеку. Почти механически он достал жевательную резинку, положил ее в рот, скомкал обертку и бросил на землю, потом пожевал и выплюнул жвачку. За это время дуб полностью превратился в человека. Человек был в зеленом костюме, и на груди надпись: «Здесь был Вова». Человек посмотрел себе на грудь и грустно сказал: «Вот видишь, ты испортил мне одежду. Что я теперь буду делать? За что ты меня так обидел?» Вове стало стыдно, и он дал себе слово, что никогда больше не будет портить деревья.
Мальчик подошел к человеку и сказал: «Прости меня, я больше так никогда не буду». Человек обрадовался: «Я верю тебе. Давай познакомимся — меня зовут Зеленый. Я заметил, что ты бросил бумажку из-под жвачки прямо на землю, мимо урны, а ты знаешь, что любая бумага делается из таких же деревьев, как и я?»
«Нет,—ответил Вова. —Расскажи мне об этом, пожалуйста». Зеленый хлопнул два раза в ладоши, три раза топнул, и они перенеслись в дремучий лес, где стояло много могучих елей, сосен и задумчивых берез.
«Вот, смотри: это лес. Здесь растут деревья, они растут много лет, прежде чем стать такими большими, с раскидистой кроной и могучим стволом. Из них делают бревна, это те же деревья, только без кроны. Смотри, что будет дальше...»
Зеленый хлопнул в ладоши, топнул ногой, и они очутились на фабрике, где делают бумагу. Фабрика работала: крутились огромные цилиндры, в воздухе стоял запах древесины, было очень шумно. Зеленому пришлось говорить Вове прямо в ухо, чтобы тот услышал: «Смотри, бревна поступают сюда, на фабрику, здесь их перерабатывают в стружку, потом подвергают химической обработке, а затем делают огромные рулоны бумаги. Бумага нужна везде. Из нее получаются и обертки для жевательных резинок, и стаканчики для мороженого, и альбомы, в которых ты рисуешь, и тетрадки, в которых ты пишешь, и книги, которые ты читаешь».
Зеленый хлопнул, топнул, и шум сразу умолк —они очутились в старом парке, около той самой скамейки, где Вова бросил бумажку. Мальчик увидел ее, быстро подбежал, поднял и бросил в урну.
«Вот! —радостно сказал Зеленый.—Теперь я знаю, что ты понял, как долог путь от дерева к бумаге, сколько нужно времени и труда многих людей для этого, а еще ты понял, что нельзя сорить. Использованную бумагу надо бросать в урну или складывать и сдавать в макулатуру. Прощай, мне пора возвращаться».
«А что делать с этим?» —Вова показал на надпись «Здесь был Вова». «Добрый волшебник залечит эту рану, —сказал Зеленый. — Но знай, что делать так нельзя, потому что мне очень больно. Прощай». «До свидания», —ответил Вова и побежал домой.
Во дворе он собрал все бумажки на газонах и дорожках и выбросил их в урну. Стало не только чисто на улице, но и радостно на душе, оттого что будет срублено меньше деревьев, в лесу станет веселее из-за весеннего шума листвы, и много-много птиц совьют себе на деревьях гнезда, будут радовать своим пением.
Дома Вова нарисовал весь путь листа бумаги —от дерева до книги. Нарисуйте и вы дома такую же картинку и запомните этот путь. Расскажите родителям, что, по-вашему, хорошего и что плохого сделал Вова Переделкин.
познавательное и очень интересное занятие
ОтветитьУдалить