Программное содержание. Учить детей описывать мебель, которая находится в кухне, в прихожей, в гостиной, в игровой, детской, спальной. Обогащать словарь глаголами, существительными, прилагательными. Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов, в согласовании существительных с местоимением «мой» в роде и числе. Закрепить употребление в речи предлогов в, на, за, из-за.
Материал. Картинки с изображением мебели, разрезанные пополам (на каждого ребенка). Игрушка — кот. Набор кукольной мебели.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку:
Под крышей четыре ножки, А на крыше —суп да ложки.
(Стол)
Поиграем в игру «Доскажи словечко».
Хоть у нас и ножки, Мы не мышки и не кошки. Хоть мы все имеем спинки, Мы не овпы и не свинки. Мы не кони, хоть на нас Вы сидите сотни раз. Чтобы ноги отдохнули. Посидите-ка...
(На стуле)
Но ночам но мне Ванятка До чего задремлет сладко. Что не хочется вставать. Что за штука я?
( Кровать)
Как одним словом можно назвать стол, стул, кровать? (Мебель.) Как вы думаете, зачем людям нужна мебель? (Дня того, чтобы было удобно отдыхать, заниматься, чтобы вещи лежали на своих местах.) Где хранят книги? Где должны храниться чашки, тарелки, посуда9 (Опзеты детей.) Правильно у каждой вещи должно быть свое место. На столах у вас лежат картинки-половинки. Каждый должен найти половинку к своей картинке. Назовите предмет мебели, который вам достался, и зачем он нужен. (У меня письменный стол, за ним удобно заниматься, писать, рисовать; у меня диван, на нем можно лежать, сидеть и т.д.) А знаете ли вы, где делают мебель? (На мебельной фабрике, в столярной мастерской.) Из каких материалов делают мебель? (Из дерева, стеюш, пластика, поролона, мягкой обивки, кожи.) Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный.) Где ставят мебель? (В квартире.)
Я пригласила вас в гости. Открыла дверь, и вы оказались..? (В прихожей.) Какая мебель стоит в прихожей и для чего она нужна? (Шкаф для одежды. Тумба для обуви. Полка для головных уборов. Пуфик, на котором удобно надевать обувь.) Пройдем в гостиную. Какая мебель в ней стоит и для чего она нужна? (Ответы детей. Если дети не дают достаточно полных ответов, следует задать им наводящие вопросы.) Из гостиной мы переходим в спальную комнату. Какая мебель стоит в ней? Для чего она нужна? Идем в вашу самую любимую комнату: детскую. Какая мебель стоит здесь и для чего она нужна? (Ответы детей.)
Есть ли у вас дома письменный стол? Для чего он нужен? Есть ли стул? Какой он и для чего нужен? Есть ли диван? Какой он и для чего нужен? Есть ли шкаф? Какой он, что в него можно положить и повесить? Где лежат ваши игрушки? (Ответы детей.) Отправляемся на кухню. Какая мебель здесь? Для чего она нужна? (Ответы детей.) Как называется мебель, которая стоит в кухне? (Кухонная мебель.) Верно, или кухонный гарнитур. А как называется мебель в гостиной? (Гостиный гарнитур.) Как называется мебель в спальне? (Спальный гарнитур.) Как называется мебель в детской комнате? (Детский гарнитур.)
Проводится физкультминутка.
Воспитатель. Встаньте в кружок на ковре. Я буду бросать вам мяч, а вы придумывайте интересные слова-признаки к предметам, которые я буду вам называть. Мяч вы будете возвращать мне, называя слово-признак. Стол... (Письменный, журнальный, обеденный, круглый, квадратный, новый, удобный, старый, красивый, полированный.) Шкаф... (Платяной, бельевой, книжный, посудный, блестящий, высокий, широкий, удобный.) Кровать... (Новая, детская, кукольная, деревянная, узкая, скрипучая, широкая, двухъярусная.) Кресло... (Кожаное, велюровое, удобное, старинное.) Молодцы. Света, подойди к дивану. Что сделала Света? Миша, встань у шкафа. Ваня, встань со стула. Рома, посмотри под СТОЛ. Вика, достань из-под стола игрушку. Посмотрите, сколько вещей в этом ятике. Возьмите по одной (или по две) вещи. Скажите, что это за вещь, какая она и для чего нужна, куда ее следует положить.
Педагог может привести пример ответа: «Красивую вазу для цветов я поставлю на стол. Свежую газету для чтения положу на журнальный стол. Пестрое платье повешу в шкаф».
Воспитатель.А сейчас я предлагаю отправиться в страну Лилипугию. в которой и люди, и предметы —очень маленькие. У нас стол, а у них? (Столик.) У нас кресло, а у них? (Креслице.) У нас шкаф, а у них? (Шкафчик.) У нас стул, а у них? (Стульчик.) У нас буфет, а у них? (Буфетик.) У нас диван, а у них? (Диванчик.)
Посмотрите на мебель, подумайте и назовите предметы, о которых можно сказать: моя (тахта, софа, тумбочка, вешалка...), мой (стол, стул, диван, шкаф...), мое (кресло, трюмо...). Что я сделала? (Педагог поднимает стул.) Что я сделала? (Опускает стул.) Что еше можно сделать со стулом? (Придвинуть, отодвинуть, задвинуть...) Что можно сделать с дверцей шкафа? (Открыть, закрыть.) Что можно сделать с ящиком стола? (Выдвинуть, задвинуть.) Что можно сделать с диваном? (Собрать, разобрать, пропылесосить, накрыть.) На чем вы сидите? (На стульчиках.) Вставая вы выходите из-за чего? (Из за столов.) Молодцы! Занятие заканчивается.
Дополнительный материал
Откуда стол Берете книгу и тетрадь, Садитесь вы за стол. А вы могли бы рассказать, Откуда стол пришел? Недаром пахнет он сосной. Пришел он из глуши лесной. Ваш этот стол —сосновый стол — К вам из лесу пришел. У нас под ним — паркетный пол, А там была земля. Он много лет в лесу провел, Ветвями шевеля. Он был в чешуйчатой коре, А меж его корней Барсук храпел в своей норе До первых вешних дней. Видал он белку —этот стол, Она карабкалась на ствол, Царапая кору. Он на ветвях качал галчат И слышал, как они кричат, Проснувшись поутру. Но вот горячая пила Глубоко в ствол его вошла, Вздохнул он —и упал. И в лесопилке над рекой Он стал бревном, Он стал доской. Потом в столярной мастерской Четвероногим стал. Он вышел из рабочих рук, Устойчив и широк, Где был на нем рогатый сук — Виднеется глазок. Домашним жителем он стал, Стоит он у стены, Теперь барсук бы не узнал Родной своей сосны. Медведь бы в логово залез, Лису объял бы страх, Когда бы встал, явился в лес На четырех ногах. Но в лес он больше не пойдет —
Он с нами будет жить, День изо дня, из года в год Он будет нам служить. Стоит чернильница на нем, Лежит на нем тетрадь, За ним работать будем днем, А вечером читать. На нем чертеж я разложу, Когда пора придет, Чтобы потом по чертежу Построить самолет.
С. Маршак
Ложка-поварешка
Ерзает в кастрюле, Ложка-поварешка Отольет немножко, Подольет немножко, То муки подбавит. Соли или круп, То жирком заправит Закипевший суп. Вот картошку давит, Вот снимает пенку, Долго по дну шарит И скребет о стенку. И мирит, и ссорит Воду и огонь. Ишь ты как нагрелась! Даже и не тронь. Дел у поварешки Собственных немало, Но в горшках соседних Тоже побывала.
Комментариев нет:
Отправить комментарий