Развитие речи ребенка - дошкольника один из важных факторов его успешного интеллектуального развития. Если ребенок хорошо говорит, у него обычно нет проблем в общении со сверстниками, он хорошо усваивает материал на занятиях, правильно отвечает на вопросы, умеет выражать свои мысли. Однако в наше время ребенка больше воспитывает телевизор, компьютер, нежели родители, поэтому и речь детей стала достаточно бедной. Конечно же понимая занятость, усталость родителей на работе, а тут еще дома ребенок со своими вопросами, капризами начинает раздражать и родителям ничего не остается как быстренько усадить ребенка перед телевизором и включить очередной мультик. Но все же обращаясь к родителям хочется призвать: " Уделяйте больше времени своему ребенку, чаще разговаривайте со своими детьми, начиная причем с самого раннего возраста." Как можно больше использовать в общении, в играх с детьми народный фольклор ( стишки, потешки, песенки, прибаутки ) как это делали еще наши прабабушки.
Вот например некоторые из них :
При кормлении детей :
-Ой ладушки, ладушки
Испечем оладушки,
На окно поставим
Остывать заставим
А остынут - поедим
И воробышкам дадим
Воробышки сели
Шуу - у ! и улетели.
-- А -- ту -- ту, а -- ту - ту ,
Пять зубов у нас во рту
А годок пройдет
Будет полон рот
Попадет морковь на зуб
Хруп -- хруп, хруп -- хруп !
- Попадет капустка
И ей не будет спуска
И в орехах знаем толк
Щелк , щелк !
- Ну - ка , ну - ка , ну - ка , ну - ли !
Не ворчите вы кастрюли !
Не ворчите , не шипите ,
Кашу сладкую варите ,
- Кашу сладкую варите
Наших деток накормите !
При купании :
-- Мы не ляжем рано спать
Дочку надобно купать
Теплую водичку
Льем на нашу птичку
Ой , с гуся вода ,
С Аленушки худоба !
Дайте - ка пеленку завернуть Аленку !
При укладывании спать :
- Тихо - тихо - тихо - тихо.
В наше двери входит Тихон
Не аукать, не кричать ,
А баюкать и качать
Тихон песенку поет,
Сны ребятам раздает:
"В этом сне воздушный шарик
В этом сне - собака Шарик
В этом - голуби летят
В этом - детки спать хотят."
Тихо - тихо - тихо - тихо
Сумрак , дрема и покой
Дети спят. Уходит Тихон
В тихий домик за рекой.
- Как на горке -- снег, снег,
И под горкой -- снег, снег.
И на елке -- снег, снег.
И под елкой -- снег, снег,
А под елкой спит медведь,
Тише , тише.... Не шуметь.
- Маленькие заиньки
Захотели баиньки ,
Захотели баиньки ,
Потому что маленьки.
При пробуждении :
-- Доченька проснулась
Сладко потянулась
Полежала , полежала
Да и улыбнулась
Сердце бьется шибко
Ах ты моя рыбка !
До чего же дорога
Мне твоя улыбка !
Очень помогает в речевом развитии, игры и занятия для развития мелкой моторики рук. Недаром великий Сухомлинский отметил: "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок ."
Можно порекомендовать такие игры и упражнения для занятий с детьми в домашних условиях :
1) Предложить ребенку мелкими лоскутками заполнить пластиковую бутылку, а затем опять вытаскивать лоскутки из нее. Это очень увлекает детей .
2) Занимайтесь лепкой из пластилина, играйте в мозаику, пазлы, собирайте и разбирайте пирамидки .
3) Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков .
4) Научите своего кроху работать с бумагой, ножницами .
5) Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования ! Двухлетний малыш справиться с рисованием мягкой кисточкой, а трехлетнего надо научить держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника.
6) Покажите ребенку как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы, кораблик и т.д.
7) С сынишкой можно провести игру - соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие гайки или болтики в два разных контейнера ?
8) Выкладывайте с ребенком узоры из фасоли, желудей, гороха .Используйте для основы картон с тонким слоем пластилина .
9) Перемешайте в большой чашке горох и фасоль и предложите своему ребенку разложить их в две разные кружечки .
10) И конечно же игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика .Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения .
Моя семья .
Этот пальчик - дедушка , ( Дети загибают поочереди пальчики ,начиная с большого пальца )
Этот пальчик - бабушка ,
Этот пальчик - мама ,
Этот мальчик - папа ,
Этот пальчик наш малыш
Зовут его Ванечка (Или имя какого - нибудь ребенка )
Пальчики сжимаю я - (Сжимают и разжимают пальцы переплетенные в замок )
Это вся моя семья !
Дождик .
Вышел дождик на прогулку , (Шагаем пальчиками обеих рук по столу .На каждую строку загибаем на обеих руках пальцы ,начиная с больших )
Он бежит по переулку ,
Барабанит по окошку ,
Напугал большую кошку ,
Вымыл зонтики прохожих
Крыши дождик вымыл тоже
Сразу город мокрым стал (Встряхиваем ладонями как будто отряхиваем от воды и кладем ладони на стол )
Дождик кончился .Устал .
Конечно же не надо ждать от ребенка молниеносных результатов, надо запастись терпением . Необходимо просто играть, разговаривать и любить детей !
Воспитатель МДОУ "Ручеек " с. Верхний Бестях Иванова Н.А.
____________________________________________
Трудно поспорить с тем, что саркастический юмор порой имеет очень большое влияние на вопитание подростающего поколения. Почитав, допустим, анекдоты про наркоманов ребенок вряд ли захочет быть похожим на их героев. Не правда ли?
Комментариев нет:
Отправить комментарий