22.02.2012

Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонемного восприятия у детей дошкольного возраста

Методическая разведка.
"Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонемного восприятия у детей дошкольного возраста"
С раннего возраста ребенка окружает огромное количество разнообразных звуков : шум ветра, дождя, шелест листьев, лай собаки, сигнал машины, звуки музыки, язык людей.Но все эти слуховые впечатления воспринимаются ребенком не осознанно, сливаясь с другими, более важными для нее сигналами. Ребенок еще не умеет управлять своим слухом, порою просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их за громкостью, силой, тембром.
Умение сосредоточиваться на звуках - это важная способность человека. Без него не возможно научиться слушать и понимать речь.
Для того, чтобы ребенок научился четко и понятно произносить звуки и слова, правильно пользоваться голосом, он должен научиться напрягать слух, воспринимать и различать звуки. Эта способность появляется спонтанно, ее следует развивать. И делать это лучше в процессе игр.
Главная цель этих игр - открыть для ребенка особенный мир звуков, сделать их привлекательными, значительными, сообщая о чем-то важном. Учась вслушиваться в мир окружающих звуков, играясь с ними, ребенок формирует свой слух, пытается приблизить звучание своего языка к языку окружающих. Потому что без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения, невозможно их правильное произношение.
Развитие фонемного восприятия следует начинать на материале не речевых звуков и постепенно охватывать все звуки речи: от звуков, которые уже усвоены детьми к тем, которые еще только формируются и вводятся в самостоятельную речь.
В процессе логопедических занятий ребенок должен прежде всего приобрести умение контролировать свое произношение и выправлять его на основе сравнения личной речи с речью окружающих.
Во всей системе логопедической работы по развитию фонемного восприятия самым сложным, есть приобретение навыков дифференцировать фонемы. Эту работу можно разделить на 6 этапов:
- Узнавание не речевых звуков;
- Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, звукосочетаний и слов;
- Различение слов, близких за звуковым составом;
- Дифференциация слогов;
- Дифференциация фонем;
- Развитие навыков звукового анализа.
Для каждого ребенка или группы детей срок каждого этапа игры, упражнения и материал для использования будет разным. В случае необходимости некоторые тяжелые для детей упражнения можно опускать или изменять на более легкие для усвоения и наоборот. У детей шестилетнего возраста 1, 2, 3 этапы займут короткий срок, а вот 5 и 6 будут более развернутыми.
Этап 1. Распознавание не речевых звуков
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают навыки узнавать и различать не речевые звуки.
Эти занятия содействуют развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Начиная работу, предложите детям прислушиваться к звукам за окном. Что шумит? (деревья). Что гудит? (Машина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? (Люди). Кто смеется? (Девочка).
Потом детям предложите внимательно послушать и определить, какие звуки слышны из коридора, из соседней группы, из музыкального зала.
Подвижная игра "Громко - тихо"
Логопед назначает ведущего и предлагает ему закрыть глаза. Потом прячет какую-то игрушку( в шкаф, за спиной одного из детей.) и предлагает ведущему найти эту игрушку, ориентируясь на силу ударов барабана. Если ребенок подходит близко к тому месту, где находится игрушка, барабан бьет громко, если отдаляется - барабан звучит тихо. Эту игру можно повторять, используя вместо барабана колокольчик, хлопать в ладони, стучать молоточком по столу.
Дидактичная игра "Где колокольчик"?
Ребенок закрывает глаза, логопед тихонько становится в стороне от ребенка(справа, слева, позади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должна рукой показать направление, откуда раздается звук.
Эта игра имеет еще такой вариант. Дети становятся в круг незаметно для ведущего, они передают за спиной друг другу колокольчик. Ведущий должен отгадать и показать, у кого за спиной зазвенел колокольчик.
Дидактичная игра "Медвежата дебоширы"
Логопед демонстрирует детям предметы, которые могут образовывать разнообразные звуки, и предлагает запомнить, как звучит каждый предмет. Потом логопед рассказывает детям, что в одном доме живет семья медведей. Однажды медведи - родители ушли из дома, а медвежата начали безобразничать. Они взяли разные предметы и начали шуметь. Логопед раздает детям мишек с изображением этих предметов, потом за ширмой озвучивает эти предметы, а дети должны отгадать, какой мишка шумит.
Предметы, которые образуют звуки: ключи, спички, ножницы, кошелек деньгами, стакан с ложкой, бумага, воздушная пуля, мяч, гребень.
Продолжение следует......
_______________________________________________
Дорогие читатели блога "Детский сад"! Сегодня праздник 23 февраля - День защитника Отечества. Мы хотим от всего сердца поздравить всех мужчин с этим замечательным днем. Желаем вам крепкого здоровья, оптимизма и успехов.
Кстати, дорогие женщины, если вы хотите отправить поздравления своим любимым, то вот тут лучшие смс поздравления на 23 февраля мужчинам Отправьте СМСочку -поверьте, им будет приятно...

Комментариев нет:

Отправить комментарий