13.10.2012

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми старшей и подготовительной групп.


Тема: Автоматизация звука Л в слогах и словах.
Цель: Закрепление произношения звука Л в слогах и словах.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
-уточнить изолированное произнесение звука Л;
-закрепить умение правильно произносить  звук Л в слогах и словах;
-уточнить характеристику и артикуляцию звука Л;
-закрепить умение образовывать форму родительного падежа имён существительных;
- закрепить умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- закрепить умение подбирать антонимы-прилагательные.
Коррекционно-развивающие:
-развивать речевое дыхание;
-развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа;
-развивать мелкую моторику;
-развивать психические процессы: внимание, память.
Коррекционно – воспитательные:
-Воспитывать желание чётко и правильно произносить звук Л в слогах и словах;
-воспитывать доброжелательное отношение к другим людям.
Оборудование: игрушки (заяц, белка, лиса), предметные картинки со звуком Л (лук, кукла, волк, лапа, лодка, ласты, футбол, яблоко), картинка с изображением теплохода, зеркала, нарисованные листья, набор картинок «Один-много».
Ход занятия
1.      Организационный момент.
Логопед приглашает ребёнка в кабинет, просит сесть за стол.
-Решил Заяц отправиться в гости к Белочке. А где искать Белочку- не знает. Вдруг увидел Заяц Лису и подумал, что она-то знает, где живёт Белочка и спросил у неё дорогу. А Лиса не захотела просто так показывать дорогу к Белочке и решила зайца испытать. Она не умела произносить звук Л попросила Зайца научить её. Давай поможем Зайчику.
2. Объявление темы занятия.
-Сейчас я назову слова, а ты скажи, какой звук первый в этих словах: лук, лужа, лыжи. (Звук Л первый в этих словах). Правильно, сегодня мы будем учиться правильно произносить звук Л в слогах и словах.
3 Артикуляционная гимнастика.
Логопед показывает ребенку картинки, изображающие то или иное артикуляционное упражнение.
«Улыбка», «Иголочка», «Качели», «Чистим верхние зубы», «Чашечка», «Гармошка».
При необходимости, логопед показывает и объясняет выполнение.
4. Характеристика и артикуляция звука Л.
- Где находится язык, когда мы произносим этот звук? (вверху за зубами, на бугорках), а зубы в каком положении? (зубы сближены друг с другом, между ними небольшое расстояние).
- Мы этот звук произносим легко или с трудом? Можем пропеть или нет? (произносим с трудом, пропеть не можем). Что мешает воздуху выходить изо рта? (язык) Значит, это звук какой, гласный или согласный? (согласный) Звонкий или глухой? (звонкий) Твердый или мягкий? (твердый).
-При произнесении звука Л губы в улыбке. Зубы разомкнуты. Кончик языка поднят за верхние зубы. Боковые края языка опущены. Голос работает.
5. Дыхательная гимнастика.
Лиса решила попросить зайца убрать листья, которые завалили вход в её норку. Мы сейчас поможем зайцу убрать листья.
Логопед выкладывает на стол листочки.
- Подуй на листочки так, чтобы сдуть их со стола.
Ребенок сдувает листья со стола.
6. Развитие фонематического восприятия. Игровое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л»:
-в ряду звуков: в,л,ф, р,л,р'ж,л'в,л.
-в ряду слогов: ла,ра,фо,лу,ру,ля,ло,рю,во,лы.
-в ряду слов: лак, мак, ложка, мел, заяц, лиса, белка.
7. Изолированное произнесение звука Л.
-Вдруг Лиса и Заяц услышали как гудит теплоход, который проплывает по реке. Как гудит теплоход? (л-л-л). Заяц попросил Лису погудеть как теплоход (л-л-л).
8. Автоматизация звука Л в слогах.
-Для того, чтобы научить лису произносить звук Л Заяц придумал слоговые песенки. Слушай внимательно и повторяй их вслед за Зайцем.
Логопед произносит цепочки слогов, а ребёнок повторяет.
Ла-ла-ла           лу-лу-лу            ла-ло-лу       лы-ла-ло
Ло-ло-ло          лы-лы-лы          ло-лу-ла       лу-лы-ла
9. Автоматизация звука Л в словах.
Заяц придумал задания, чтобы научить Лису произносить звук Л.
А) Игровое упражнение «Разложи картинки».
Логопед показывает ребенку картинки, в названиях которых есть звук Л (лук, кукла, волк, лапа, лодка, ласты, футбол, яблоко).
- Разложи картинки на 3 группы. В первой группе будут те картинки, где [л] в начале, во второй, где [л] в середине, а в третьей те, где [л] в конце.
Ребенок раскладывает картинки.
Б) Игровое упражнение «Назови ласково».
Логопед называет слово, а ребёнок должен назвать этот предмет ласково.
Лодка-лодочка, белка, яблоко, кукла, булка, иголка.
Заяц научил Лису правильно произносить звук Л. Лиса была очень рада этому и показала Зайцу дорогу к Белке.
10. Пальчиковая гимнастика.
Логопед, читая стихотворный текст, показывает движения пальцами рук.
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?   Ритмично сжимают и
Мы расскажем.                                                     разжимают кулачки.
Две синицы, воробей,                                         На каждое название птицы
Шесть щеглов и голубей,                                     загибают по пальчику
Дятел в пёстрых пёрышках,                                Опять сжимают и разжимают
Всем хватило зёрнышек (Н. Нищева)                 кулаки.
11. Автоматизация звука Л в словах.
А.) Игровое упражнение  «Один-много».
Когда Зайчик пришёл к Белочке, она раскладывала картинки: к картинке с изображением одного предмета она подбирала картинку с изображением нескольких таких же предметов.
Ребёнок составляет пары, проговаривая слова: клумба-много клумб, лодка-много лодок, яблоко-много яблок, бокал-много бокалов, колпак-много колпаков.
Б) Игровое упражнение  «Скажи наоборот».
Белка была рада приходу Зайца. Они решили поиграть.
Логопед называет словосочетание с именем прилагательным, а ребёнок должен подобрать антоним к этому прилагательному.
Волк летом сытый, а зимой - (голодный)
Сахар сладкий, а лимон -( кислый)
Шарик легкий, а камень -(тяжелый)
Заяц летом серый, а зимой -(белый)
У берёзы ствол тонкий, а у дуба-(толстый)
12. Итог занятия.
-Оставим Белку и Зайца. Пусть они играют. Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы помогли Зайчику. А какой звук сопровождал нас на занятии?(Звук Л помогал нам). Правильно, сегодня мы изучали звук Л.
Автор: Зоткина Кристина Валерьевна, учитель-логопед ГБОУ д/с №1755 г. Москва
_____________________________________
Любая женщина мечтает о теплой и пушистой шубке. Дом Моды "Меха от Мэри" может помочь осуществить вашу мечту, ведь шубы из норки тут можно приобрести по очень демократичным ценам, а качество меховых изделий порадует даже самых требовательных покупателей. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий