Тема:
Автоматизация звука Л в слогах и словах.
Цель:
Закрепление произношения звука Л в слогах и словах.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
-уточнить
изолированное произнесение звука Л;
-закрепить
умение правильно произносить звук Л в
слогах и словах;
-уточнить
характеристику и артикуляцию звука Л;
-закрепить
умение образовывать форму родительного падежа имён существительных;
- закрепить
умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами;
- закрепить
умение подбирать антонимы-прилагательные.
Коррекционно-развивающие:
-развивать
речевое дыхание;
-развивать
фонематическое восприятие и навыки звукового анализа;
-развивать
мелкую моторику;
-развивать
психические процессы: внимание, память.
Коррекционно
– воспитательные:
-Воспитывать
желание чётко и правильно произносить звук Л в слогах и словах;
-воспитывать
доброжелательное отношение к другим людям.
Оборудование: игрушки
(заяц, белка, лиса), предметные картинки со звуком Л (лук,
кукла, волк, лапа, лодка, ласты, футбол, яблоко), картинка с
изображением теплохода, зеркала, нарисованные листья, набор картинок
«Один-много».
Ход занятия
1.
Организационный момент.
Логопед
приглашает ребёнка в кабинет, просит сесть за стол.
-Решил Заяц
отправиться в гости к Белочке. А где искать Белочку- не знает. Вдруг увидел
Заяц Лису и подумал, что она-то знает, где живёт Белочка и спросил у неё
дорогу. А Лиса не захотела просто так показывать дорогу к Белочке и решила
зайца испытать. Она не умела произносить звук Л попросила Зайца научить её.
Давай поможем Зайчику.
2. Объявление
темы занятия.
-Сейчас я
назову слова, а ты скажи, какой звук первый в этих словах: лук, лужа, лыжи.
(Звук Л первый в этих словах). Правильно, сегодня мы будем учиться правильно
произносить звук Л в слогах и словах.
3
Артикуляционная гимнастика.
Логопед
показывает ребенку картинки, изображающие то или иное артикуляционное
упражнение.
«Улыбка»,
«Иголочка», «Качели», «Чистим верхние зубы», «Чашечка», «Гармошка».
При
необходимости, логопед показывает и объясняет выполнение.
4. Характеристика
и артикуляция звука Л.
- Где
находится язык, когда мы произносим этот звук? (вверху за зубами, на бугорках),
а зубы в каком положении? (зубы сближены друг с другом, между ними небольшое
расстояние).
-
Мы этот звук произносим легко или с трудом? Можем пропеть или нет? (произносим
с трудом, пропеть не можем). Что мешает воздуху выходить изо рта? (язык)
Значит, это звук какой, гласный или согласный? (согласный) Звонкий или глухой?
(звонкий) Твердый или мягкий? (твердый).
-При
произнесении звука Л губы в улыбке. Зубы разомкнуты. Кончик языка поднят за
верхние зубы. Боковые края языка опущены. Голос работает.
5.
Дыхательная гимнастика.
Лиса
решила попросить зайца убрать листья, которые завалили вход в её норку. Мы
сейчас поможем зайцу убрать листья.
Логопед
выкладывает на стол листочки.
- Подуй на
листочки так, чтобы сдуть их со стола.
Ребенок
сдувает листья со стола.
6. Развитие
фонематического восприятия. Игровое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь
звук Л»:
-в ряду
звуков: в,л,ф, р,л,р'ж,л'в,л.
-в ряду
слогов: ла,ра,фо,лу,ру,ля,ло,рю,во,лы.
-в ряду слов:
лак, мак, ложка, мел, заяц, лиса, белка.
7. Изолированное
произнесение звука Л.
-Вдруг Лиса и
Заяц услышали как гудит теплоход, который проплывает по реке. Как гудит
теплоход? (л-л-л). Заяц попросил Лису погудеть как теплоход (л-л-л).
8.
Автоматизация звука Л в слогах.
-Для того,
чтобы научить лису произносить звук Л Заяц придумал слоговые песенки. Слушай
внимательно и повторяй их вслед за Зайцем.
Логопед произносит
цепочки слогов, а ребёнок повторяет.
Ла-ла-ла лу-лу-лу ла-ло-лу лы-ла-ло
Ло-ло-ло лы-лы-лы ло-лу-ла лу-лы-ла
9.
Автоматизация звука Л в словах.
Заяц придумал
задания, чтобы научить Лису произносить звук Л.
А) Игровое
упражнение «Разложи картинки».
Логопед
показывает ребенку картинки, в названиях которых есть звук Л (лук, кукла, волк,
лапа, лодка, ласты, футбол, яблоко).
-
Разложи картинки на 3 группы. В первой группе будут те картинки, где [л] в начале,
во второй, где [л] в середине, а в третьей те, где [л] в конце.
Ребенок
раскладывает картинки.
Б)
Игровое упражнение «Назови ласково».
Логопед
называет слово, а ребёнок должен назвать этот предмет ласково.
Лодка-лодочка,
белка, яблоко, кукла, булка, иголка.
Заяц
научил Лису правильно произносить звук Л. Лиса была очень рада этому и показала
Зайцу дорогу к Белке.
10.
Пальчиковая гимнастика.
Логопед,
читая стихотворный текст, показывает движения пальцами рук.
Сколько
птиц к кормушке нашей прилетело? Ритмично
сжимают и
Мы
расскажем. разжимают кулачки.
Две
синицы, воробей, На
каждое название птицы
Шесть
щеглов и голубей, загибают
по пальчику
Дятел
в пёстрых пёрышках, Опять сжимают и
разжимают
Всем
хватило зёрнышек (Н. Нищева)
кулаки.
11.
Автоматизация звука Л в словах.
А.) Игровое упражнение
«Один-много».
Когда Зайчик пришёл к Белочке, она раскладывала картинки: к
картинке с изображением одного предмета она подбирала картинку с изображением
нескольких таких же предметов.
Ребёнок составляет пары, проговаривая слова: клумба-много
клумб, лодка-много лодок, яблоко-много яблок, бокал-много бокалов, колпак-много
колпаков.
Б) Игровое упражнение
«Скажи наоборот».
Белка была
рада приходу Зайца. Они решили поиграть.
Логопед
называет словосочетание с именем прилагательным, а ребёнок должен подобрать
антоним к этому прилагательному.
Волк
летом сытый, а зимой - (голодный)
Сахар
сладкий, а лимон -( кислый)
Шарик
легкий, а камень -(тяжелый)
Заяц
летом серый, а зимой -(белый)
У
берёзы ствол тонкий, а у дуба-(толстый)
12.
Итог занятия.
-Оставим
Белку и Зайца. Пусть они играют. Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы
помогли Зайчику. А какой звук сопровождал нас на занятии?(Звук Л помогал нам).
Правильно, сегодня мы изучали звук Л.
_____________________________________
Любая женщина мечтает о теплой и пушистой шубке. Дом Моды "Меха от Мэри" может помочь осуществить вашу мечту, ведь шубы из норки тут можно приобрести по очень демократичным ценам, а качество меховых изделий порадует даже самых требовательных покупателей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий