09.06.2016

Кто душой светлый – ласковый, приветливый (разработка учебного занятия в старшей группе кружка «Вежливые малыши»)

Цель: учебная - закрепить умения использования в активном словаре детей этикетку лексику, поощрять использование уменьшительно-ласкательных слов; обогащать знания воспитанников об общепринятых нормах культуры человеческих взаимоотношений;
развивающая - развивать у детей ассоциативное мышление, способность воспроизводить свои впечатления от общения с разными людьми, оказывать предпочтение взаимоотношениям с вежливыми, доброжелательными собеседниками;
воспитательная - воспитывать положительное, дружелюбное отношение друг к другу, поощрять стремление детей производить впечатление вежливых, послушных малышей.
Оборудование: листы бумаги, на которых изображены кружочки; цветные карандаши; кукла-младенец; игрушечный мишка, мячик желтого цвета; карточки желтого и синего цветов в виде цветов с написанными на них словами; рисунок дерева; иллюстрация к рассказу В.А.Сухомлинского «Хочется сказать что-то нежное-нежное»; таблицы с иллюстрациями к игре «Кто добрый, а кто – нет». Иллюстративный материал – таблицы по теме «Мое поведение».
Ход занятия
1. Организационная часть
2. Основная часть
Преподаватель: Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые родители, и гости! Сегодня мы собрались на занятии «Кто душой светлый – ласковый, приветливый». И я хочу предложить вам увлекательное путешествие в волшебную Страну вежливости, привязанности и добра.
Преподаватель: Прежде всего, мы познакомимся с одной девочкой по рассказу выдающегося педагога и детского писателя Василия Сухомлинского «Хочется сказать что-то нежное-нежное».
Педагог показывает малышам иллюстрацию и рассказывает содержание произведения (приложение 1)
Вопросы и задания к тексту:
Преподаватель: - С какими врачами пришлось столкнуться маленькой девочке? - Чем отличались эти люди?
- Кто из них был злой и черствый душой?
- Кто вел себя кротко, доброжелательно и дружелюбно?
- Как вы думаете, что почувствовала девочка, когда с ней разговаривал врач-мужчина?
- Почему не было больно маленькой, когда ей делала укол ласковая врач?
- Надолго в памяти героини рассказа остались детские впечатления о добре и зле человека? Объясните свое мнение.
- Расскажите, с какими людьми – злыми и сердитыми или наоборот – добрыми и ласковыми – вам больше нравится общаться.
- Стараетесь ли вы отвечать приветливым людям также сердечностью? Почему вы делаете это?
Логико-ассоциативное упражнение
«Кто добрый, а кто – нет?»
Преподаватель: Не только люди, но и разные явления, природные объекты, окружающие нас, могут вызвать как приятные ощущения – ласку, душевность, так и неприятные – гнев, негодование, обиду или страх.
Я назову вам пары словосочетаний, внимательно послушайте их и, поразмыслив, выберите и повторите то словосочетание, которое напоминает вам ласку, нежность, доброту.
Словесный материал для игры:
Грозовая туча и белая тучка; злая собака и пушистый котенок; теплое солнышко и ледяной ветер; колючий сорняк и цветущая роза; красочная бабочка и черный паук; крикливая ворона и звонкоголосый жаворонок; красочная радуга и громкий гром; острый нож и мягкое одеяло; рыженькая белочка и зубастый волк и тому подобное.
Дидактическая игра
«Назови все вокруг ласково и нежно»
Преподаватель: У нас есть хорошая кукла-младенец. Наверное, младенцев нужно учить говорить, а чтобы они росли добрыми и ласковыми, их лучше сразу учить ласковым и нежным словам.
Дети, назовите пары слов, вспоминая разные вещи (игрушки, мебель, окружающие предметы) и людей, которых вы видите, упражняясь в образовании уменьшительно-ласкательной формы соответствующих слов.
Например: книга – книжечка; стул – стульчик; стол – столик; дети – детки, деточки; мяч – мячик; карандаш – карандашик; кукла – куколка; ковер – коврик; цветок – цветочек; лист – листочек; заяц – зайчик; шкаф – шкафчик; рисунок – рисуночек; окно – окошко, окошечко; тарелка – тарелочка; ваза – вазочка; лампа – лампочка; Настя – Настенька; Артем – Артемка; подруга – подружка.
Преподаватель: Молодцы, детки! Теперь я уверена, что наше игрушечная малышка обязательно вырастет добрым и душевным человеком, поскольку ее окружают такие сердечные и ласковые малыши.
Изобразительная работа «Кроткая улыбка»
Преподаватель: Ласковым словам и добрым поступкам соответствует и безмятежное выражение лица. Чаще всего это приветливая улыбка, лицо куклы-матрешки, улыбающийся мишка и тому подобное.
Малыши (по желанию), проявив свою фантазию, могут нарисовать другие улыбающиеся лица, например, членов своей семьи или «оживить» сияющими улыбками выдуманные сказочные существа круглой формы – яблоко, тарелку, часы и др.
Преподаватель: Молодцы, детки, у вас получились очень красивые рисуночки. Скажите пожалуйста, с каким цветом мы можем сравнить добро, тепло, хорошее настроение? (С желтым)
- Что еще у нас желтого цвета? (Солнышко, лучики, цыплята, одуванчики).
Преподаватель: Я предлагаю вам поиграть. Для этого всем надо стать в круг.
Упражнение «Доброта по кругу»
Воспитанники становятся в круг и говоря друг другу что-то приятное, ласковое, доброе, передают друг другу «доброту» (желтый мячик).
Преподаватель: Молодцы, детки, садитесь на свои места.
А вот еще игрушка. Кажется, она нуждается в помощи.
Речевая игра
«Научим мишку быть кротким»
Преподаватель показывает игрушечного мишку и начинает разговор с малышами от его имени, соответственно изменив тембр голоса.
Мишка: Здравствуйте, дети! (Малыши отвечают на приветствие.) Я – медведь, живу в дремучем лесу. На меня говорят: грубый медведь, невоспитанный медведь, недобрый. А мне хотелось бы быть другим – ласковым, добрым и ласковым. Вот только никто меня в этом моем родном лесу не научит: волк и дикий кабан – сами такие. Даже хуже меня, а зайчики и белочки боятся меня и, услышав про мою суровую натуру, сразу убегают, как только увидят, что я приближаюсь... То, может вы, ребята, научите меня быть приветливым и душевным?
Преподаватель: Поможем, ребята, медведю? (Дети соглашаются).
 Сейчас мы будем давать мишке задание, а если он ошибаться, вы, детки, исправите ошибки мишки и скажете то же самое вежливо и ласково.
Например:
Миша, кукла Олечка ложится спать. Что ты ей скажешь? «Ложись спать, Оля». А как бы вы сказали, детки? (Спокойной ночи, Олечка, сладких снов.)
Миша, попроси у малышей водички. «Дети, дайте мне воды». А как надо сказать на месте медвежонка? (Детишки, дайте мне, пожалуйста, водички).
Миша, ты нечаянно толкнул Даньку. Что ему надо сказать? «Я не хотел». А как бы сказала в таком случае Кира? (Прости мне, пожалуйста, Данила, я нечаянно тебя толкнула и больше не буду).
Миша, тебя угостили медом. Что ты скажешь? «Очень вкусный мед». Помоги сказать вежливо Мише, Лерочка. (Спасибо вам, малыши, очень вкусный мед).
Ты решил пригласить наших деток в гости. «Приходите ко мне в гости». А как бы ты сказал, Артем? (Дорогие малыши! Прошу вас к себе в гости).
Ты, Миша, собираешься возвращаться домой. «Ну, все, я пошел, мне пора». А как лучше можно сказать, Камила? (До свидания, мальчики и девочки, мне уже пора домой. Всего хорошего! ).
Мишка: Очень благодарен вам, ребята, что научили меня вести себя вежливо и быть кротким. До свидания, всего хорошего. До встречи!
Упражнение «Дерево добра»
Преподаватель: В стране вежливости есть волшебное дерево. Давайте превратим его на дерево добра. Вот цветы, на которых написаны «вежливые» и «неприятные» слова. Я буду читать, а вы – решать, какими словами-цветами украсить наше дерево, чтобы оно стало «добрым». (На цветах написаны слова: зло, страх, вежливость, учтивость, улыбка, радость, дружба, счастье, обида, слезы. Добрые слова на желтых цветах, злые – на синих).
Преподаватель: Посмотрите, какое красивое цветущее дерево у нас получилось.
Упражнение «Повтори и объясни пословицу»
Преподаватель: А теперь, детки, я хочу, чтобы вы познакомились с народными пословицами о учтивости, вежливости и доброте.
Острое словечко колет сердечко.
От теплого слова и лед растает.
Преподаватель: Давайте повторим каждую пословицу вместе и запомним их. А сейчас скажите, пожалуйста,
- Какая пословица говорит нам о том, что злые и обидные слова людям неприятны, они огорчают нас, причиняют душевную боль?
- Какая пословица рассказывает о том, что ласковое слово делает сурового человека лучше и добрее, заставляет прощать, любить?
 Преподаватель: Назовите, пожалуйста, еще другие похожие выражения, а потом объясните их содержание.
Кто людям добра желает, тот сам его добывает.
Ласковые слова делают всех приятелями.
Почитай отца и мать. И будет везде тебе гладко.
Доброе слово лучше меда.
Теплое слово и в мороз согреет.
Хочешь себе добра, не делай никому зла.
3. Итог занятия
Преподаватель: Вот и подошла к концу наше интересное и полезное путешествие в Страну вежливости.
- Понравилось вам? Что понравилось больше всего?
- Как, по вашему мнению, что помогает в жизни: воспитанность или невоспитанность?
 - Почему вы так считаете?
- А вы – вежливы, дети, или нет?
- Молодцы, детки, вы, конечно, вежливые, вежливые малыши! До свидания. До следующей встречи.
Преподаватель: Давайте согреем свои руки теплым дыханием, будто вложим в них частичку своей душевной доброты. Затем протянем их друг другу и подарим свою доброту.

Дорогие дети! Я желаю вам, чтобы доброты, которую вам подарили, было так много, чтобы ее хватило на всю жизнь. Чтобы вы дарили ее всем, и она никогда не заканчивалась!
__________________________________________
Воспитание и развитие ребенка - это сложный и кропотливый процесс. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его малыш вырос здоровым и счастливым, желает уберечь его от неприятностей и вложить все самое лучшее, доброе, светлое. На сайте http://malchonka.ru/rebenku-odin-god/ вы обязательно сможете получить ответы на все интересующие вас вопросы, найти много полезной и интересной информации о воспитании детей.     

Комментариев нет:

Отправить комментарий