Цель: учебная - закрепить умения
использования в активном словаре детей этикетку лексику, поощрять использование
уменьшительно-ласкательных слов; обогащать знания воспитанников об общепринятых
нормах культуры человеческих взаимоотношений;
развивающая - развивать у детей
ассоциативное мышление, способность воспроизводить свои впечатления от общения
с разными людьми, оказывать предпочтение взаимоотношениям с вежливыми,
доброжелательными собеседниками;
воспитательная - воспитывать
положительное, дружелюбное отношение друг к другу, поощрять стремление детей
производить впечатление вежливых, послушных малышей.
Оборудование: листы бумаги, на
которых изображены кружочки; цветные карандаши; кукла-младенец; игрушечный
мишка, мячик желтого цвета; карточки желтого и синего цветов в виде цветов с
написанными на них словами; рисунок дерева; иллюстрация к рассказу
В.А.Сухомлинского «Хочется сказать что-то нежное-нежное»; таблицы с
иллюстрациями к игре «Кто добрый, а кто – нет». Иллюстративный материал –
таблицы по теме «Мое поведение».
Ход занятия
1. Организационная часть
2. Основная часть
Преподаватель: Здравствуйте,
дорогие дети, уважаемые родители, и гости! Сегодня мы собрались на занятии «Кто
душой светлый – ласковый, приветливый». И я хочу предложить вам увлекательное путешествие
в волшебную Страну вежливости, привязанности и добра.
Преподаватель: Прежде всего, мы
познакомимся с одной девочкой по рассказу выдающегося педагога и детского
писателя Василия Сухомлинского «Хочется сказать что-то нежное-нежное».
Педагог показывает малышам
иллюстрацию и рассказывает содержание произведения (приложение 1)
Вопросы и задания к тексту:
Преподаватель: - С какими врачами
пришлось столкнуться маленькой девочке? - Чем отличались эти люди?
- Кто из них был злой и черствый
душой?
- Кто вел себя кротко,
доброжелательно и дружелюбно?
- Как вы думаете, что
почувствовала девочка, когда с ней разговаривал врач-мужчина?
- Почему не было больно
маленькой, когда ей делала укол ласковая врач?
- Надолго в памяти героини
рассказа остались детские впечатления о добре и зле человека? Объясните свое
мнение.
- Расскажите, с какими людьми –
злыми и сердитыми или наоборот – добрыми и ласковыми – вам больше нравится
общаться.
- Стараетесь ли вы отвечать
приветливым людям также сердечностью? Почему вы делаете это?
Логико-ассоциативное упражнение
«Кто добрый, а кто – нет?»
Преподаватель: Не только люди, но
и разные явления, природные объекты, окружающие нас, могут вызвать как приятные
ощущения – ласку, душевность, так и неприятные – гнев, негодование, обиду или
страх.
Я назову вам пары словосочетаний,
внимательно послушайте их и, поразмыслив, выберите и повторите то
словосочетание, которое напоминает вам ласку, нежность, доброту.
Словесный материал для игры:
Грозовая туча и белая тучка; злая
собака и пушистый котенок; теплое солнышко и ледяной ветер; колючий сорняк и цветущая
роза; красочная бабочка и черный паук; крикливая ворона и звонкоголосый
жаворонок; красочная радуга и громкий гром; острый нож и мягкое одеяло;
рыженькая белочка и зубастый волк и тому подобное.
Дидактическая игра
«Назови все вокруг ласково и
нежно»
Преподаватель: У нас есть хорошая
кукла-младенец. Наверное, младенцев нужно учить говорить, а чтобы они росли
добрыми и ласковыми, их лучше сразу учить ласковым и нежным словам.
Дети, назовите пары слов,
вспоминая разные вещи (игрушки, мебель, окружающие предметы) и людей, которых
вы видите, упражняясь в образовании уменьшительно-ласкательной формы
соответствующих слов.
Например: книга – книжечка; стул
– стульчик; стол – столик; дети – детки, деточки; мяч – мячик; карандаш –
карандашик; кукла – куколка; ковер – коврик; цветок – цветочек; лист –
листочек; заяц – зайчик; шкаф – шкафчик; рисунок – рисуночек; окно – окошко,
окошечко; тарелка – тарелочка; ваза – вазочка; лампа – лампочка; Настя –
Настенька; Артем – Артемка; подруга – подружка.
Преподаватель: Молодцы, детки!
Теперь я уверена, что наше игрушечная малышка обязательно вырастет добрым и
душевным человеком, поскольку ее окружают такие сердечные и ласковые малыши.
Изобразительная работа «Кроткая
улыбка»
Преподаватель: Ласковым словам и
добрым поступкам соответствует и безмятежное выражение лица. Чаще всего это
приветливая улыбка, лицо куклы-матрешки, улыбающийся мишка и тому подобное.
Малыши (по желанию), проявив свою
фантазию, могут нарисовать другие улыбающиеся лица, например, членов своей
семьи или «оживить» сияющими улыбками выдуманные сказочные существа круглой
формы – яблоко, тарелку, часы и др.
Преподаватель: Молодцы, детки, у
вас получились очень красивые рисуночки. Скажите пожалуйста, с каким цветом мы
можем сравнить добро, тепло, хорошее настроение? (С желтым)
- Что еще у нас желтого цвета?
(Солнышко, лучики, цыплята, одуванчики).
Преподаватель: Я предлагаю вам
поиграть. Для этого всем надо стать в круг.
Упражнение «Доброта по кругу»
Воспитанники становятся в круг и
говоря друг другу что-то приятное, ласковое, доброе, передают друг другу «доброту»
(желтый мячик).
Преподаватель: Молодцы, детки,
садитесь на свои места.
А вот еще игрушка. Кажется, она
нуждается в помощи.
Речевая игра
«Научим мишку быть кротким»
Преподаватель показывает
игрушечного мишку и начинает разговор с малышами от его имени, соответственно
изменив тембр голоса.
Мишка: Здравствуйте, дети!
(Малыши отвечают на приветствие.) Я – медведь, живу в дремучем лесу. На меня
говорят: грубый медведь, невоспитанный медведь, недобрый. А мне хотелось бы
быть другим – ласковым, добрым и ласковым. Вот только никто меня в этом моем
родном лесу не научит: волк и дикий кабан – сами такие. Даже хуже меня, а
зайчики и белочки боятся меня и, услышав про мою суровую натуру, сразу убегают,
как только увидят, что я приближаюсь... То, может вы, ребята, научите меня быть
приветливым и душевным?
Преподаватель: Поможем, ребята, медведю?
(Дети соглашаются).
Сейчас мы будем давать мишке задание, а если
он ошибаться, вы, детки, исправите ошибки мишки и скажете то же самое вежливо и
ласково.
Например:
Миша, кукла Олечка ложится спать.
Что ты ей скажешь? «Ложись спать, Оля». А как бы вы сказали, детки? (Спокойной
ночи, Олечка, сладких снов.)
Миша, попроси у малышей водички.
«Дети, дайте мне воды». А как надо сказать на месте медвежонка? (Детишки, дайте
мне, пожалуйста, водички).
Миша, ты нечаянно толкнул Даньку.
Что ему надо сказать? «Я не хотел». А как бы сказала в таком случае Кира?
(Прости мне, пожалуйста, Данила, я нечаянно тебя толкнула и больше не буду).
Миша, тебя угостили медом. Что ты
скажешь? «Очень вкусный мед». Помоги сказать вежливо Мише, Лерочка. (Спасибо
вам, малыши, очень вкусный мед).
Ты решил пригласить наших деток в
гости. «Приходите ко мне в гости». А как бы ты сказал, Артем? (Дорогие малыши! Прошу
вас к себе в гости).
Ты, Миша, собираешься
возвращаться домой. «Ну, все, я пошел, мне пора». А как лучше можно сказать,
Камила? (До свидания, мальчики и девочки, мне уже пора домой. Всего хорошего! ).
Мишка: Очень благодарен вам,
ребята, что научили меня вести себя вежливо и быть кротким. До свидания, всего
хорошего. До встречи!
Упражнение «Дерево добра»
Преподаватель: В стране
вежливости есть волшебное дерево. Давайте превратим его на дерево добра. Вот
цветы, на которых написаны «вежливые» и «неприятные» слова. Я буду читать, а вы
– решать, какими словами-цветами украсить наше дерево, чтобы оно стало
«добрым». (На цветах написаны слова: зло, страх, вежливость, учтивость, улыбка,
радость, дружба, счастье, обида, слезы. Добрые слова на желтых цветах, злые –
на синих).
Преподаватель: Посмотрите, какое
красивое цветущее дерево у нас получилось.
Упражнение «Повтори и объясни
пословицу»
Преподаватель: А теперь, детки, я
хочу, чтобы вы познакомились с народными пословицами о учтивости, вежливости и
доброте.
Острое словечко колет сердечко.
От теплого слова и лед растает.
Преподаватель: Давайте повторим
каждую пословицу вместе и запомним их. А сейчас скажите, пожалуйста,
- Какая пословица говорит нам о
том, что злые и обидные слова людям неприятны, они огорчают нас, причиняют
душевную боль?
- Какая пословица рассказывает о
том, что ласковое слово делает сурового человека лучше и добрее, заставляет
прощать, любить?
Преподаватель: Назовите, пожалуйста, еще
другие похожие выражения, а потом объясните их содержание.
Кто людям добра желает, тот сам
его добывает.
Ласковые слова делают всех
приятелями.
Почитай отца и мать. И будет
везде тебе гладко.
Доброе слово лучше меда.
Теплое слово и в мороз согреет.
Хочешь себе добра, не делай
никому зла.
3. Итог занятия
Преподаватель: Вот и подошла к
концу наше интересное и полезное путешествие в Страну вежливости.
- Понравилось вам? Что
понравилось больше всего?
- Как, по вашему мнению, что
помогает в жизни: воспитанность или невоспитанность?
- Почему вы так считаете?
- А вы – вежливы, дети, или нет?
- Молодцы, детки, вы, конечно,
вежливые, вежливые малыши! До свидания. До следующей встречи.
Преподаватель: Давайте согреем
свои руки теплым дыханием, будто вложим в них частичку своей душевной доброты.
Затем протянем их друг другу и подарим свою доброту.
Дорогие дети! Я желаю вам, чтобы
доброты, которую вам подарили, было так много, чтобы ее хватило на всю жизнь.
Чтобы вы дарили ее всем, и она никогда не заканчивалась!
__________________________________________
Воспитание и развитие ребенка - это сложный и кропотливый процесс. Ведь каждый родитель хочет, чтобы его малыш вырос здоровым и счастливым, желает уберечь его от неприятностей и вложить все самое лучшее, доброе, светлое. На сайте http://malchonka.ru/rebenku-odin-god/ вы обязательно сможете получить ответы на все интересующие вас вопросы, найти много полезной и интересной информации о воспитании детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий