Цель: способствовать успешной
интеграции детей с отклонениями в развитии в учебном заведении.
Задачи:
• способствовать процессу
адаптации детей с особыми образовательными потребностями в учебном заведении,
формируя у них навыки общения;
• формировать у сверстников
желание поддержать и помочь, доброжелательное отношение к детям, которые имеют
физические и психические ограничения;
• устранить предвзятое отношение
к совместному обучению детей обеих категорий у родителей здоровых детей;
• закрепить у участников тренинга
практические приемы и навыки взаимодействия с детьми, в частности в ситуациях,
вызывающих тревогу и напряжение.
Время: 2 часа.
Структура тренингового занятия
№
|
Вид работы
|
Ориентирована
продолжительность, мин.
|
Ресурсное
обеспечение
|
1.
|
Введение
|
5 мин
|
–
|
2.
|
Упражнение «Приветствие»
|
10 мин
|
Бируши, повязка на глаза, скотч
|
3.
|
Правила работы группы
|
5 мин
|
Ватман, маркеры, флипчарт
|
4.
|
Упражнение «Эмоциональная бухгалтерия»
|
10 мин
|
Распечатанная анкета
|
5.
|
Упражнение «Общий язык»
|
15 мин
|
Вата (или наушники), шарфы, скотч
|
6.
|
Упражнение «Помоги мне»
|
15 мин
|
Ручка, тетрадь, мобильный телефон
|
7.
|
Упражнение «Ярлыки»
|
15 мин
|
Скотч, распечатанные таблички с надписями
|
8.
|
Упражнение «Пирамида Маслоу»
|
15 мин
|
Плакаты, маркеры, пирамида потребностей А. Маслоу для
каждой подгруппы
|
9.
|
Сказка по кругу «О мальчике с особыми потребностями»
|
10 мин
|
Свеча, колокольчик, магнитофон
|
10.
|
Итог
|
5 мин
|
–
|
11.
|
Рефлексия
|
5 мин
|
Свеча
|
Ход тренингового занятия
Вступление
Время выполнения : 5 минут
Мир детей с ограниченными
возможностями особенный и многогранный. Сегодня одной из наиболее актуальных
является проблема интеграции таких детей в общеобразовательных школах, детских
садах.
Прежде всего, педагогу, чтобы
научить и адаптировать ребенка с психофизическими нарушениями к жизни в среде
здоровых сверстников, нужно знать ее психофизические особенности, проявления
поведения, психологическое своеобразие. Переступив порог учебного заведения,
такие дети учатся жить полноценной жизнью, налаживать отношения с новой
социальной средой. Поэтому первейшая задача педагогов и воспитателей - помочь
им в этом, применяя творческий подход и позитивное мышление.
1. Упражнение «Приветствие»
Время выполнения : 10 минут
Психолог. Вы имеете 5 секунд на
то, чтобы объединиться в пары и пожать руку своему партнеру. А теперь «поздороваемся»
друг с другом следующим образом:
- правая рука к правой руке;
- нос к носу;
- ухо к уху;
- спина к спине;
- бедро к бедру;
- пятка к пятке.
Понравилась ли вам упражнение? У
вас все получалось легко и быстро. А теперь половина участников нашего тренинга
представьте себя детьми с ограниченными возможностями:
- с недостатками слуха (бируши);
- с нарушениями зрения (повязка
на глазах);
- с нарушением
опорно-двигательного аппарата (на стульях).
Попробуем поздороваться еще раз.
Затем участники меняются ролями.
Обсуждение:
- Как вы чувствовали себя в роли
людей с ограниченными возможностями?
- Как чувствовали себя
"здоровые" участники?
- Каковы ваши впечатления от
упражнения?
2. Правила работы группы
Время выполнения : 5 минут
Психолог. Для хорошей организации
тренинга нужно составить правила нашей работы:
• Говорить от своего имени.
• Обсуждать ситуацию, а не
личность.
• Быть активными.
• Диалогично общаться.
• Быть творческими.
3. Упражнение «Эмоциональная
бухгалтерия»
Время выполнения: 10 минут
Задание: Представьте ребенка с
особыми потребностями в развитии, который учится в вашем классе. Проанализируйте,
сколько раз за 1 день вы:
Обращались к ребенку с
эмоционально положительным высказыванием (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) Обращались к
ребенку упреком, замечанием, критикой.
Словесно поддерживали ребенка.
Повышали голос на ребенка
Взаимодействовали с ребенком,
учитывая ситуацию его развитие. Были в роли "контролирующего
взрослого" и смотрели на ребенка "сверху вниз"
Сколько дел сделали вместе с
ребенком? Сколько дел сделали за ребенка?
Общий результат: Общий результат:
Итог: подсчитайте результаты,
проанализируйте ситуацию.
4. Упражнение «Общий язык»
Время выполнения : 15 минут
Цель: налаживание
психологического контакта, развитие эмпатии к ребенку с пороками развития.
Материалы: вата (или наушники),
шарфы, скотч.
Время выполнения: 15 минут.
Позиция участников: участники
объединяются в тройки.
В каждой мини-группе роли
распределяют так:
• «глухой и немой» — ничего не
слышит, говорить не может, в его распоряжении зрение, жестикуляция и пантомима;
• «глухой и ограничен в передвижении»
— может видеть и говорить;
• «слепой и немой» — может
слышать, жестикулировать и пользоваться пантомимой.
Перед группами ставятся задачи:
1. Договориться о том, какой
подарок будете дарить на день рождения вашему другу.
2. Как вы проведете выходной день
вместе.
3. Договориться, на какой фильм
(мультфильм) вы пойдете в кинотеатр.
В процессе выполнения упражнения
возникает множество непредвиденных ситуаций. Лишь постепенно участники
осваивают свои роли, вырабатывают характерные для каждой группы способы
взаимопонимания.
Обсуждение:
- Как вы себя чувствовали в той
или иной роли? Поделитесь впечатлениями и наблюдениями.
- Что для вас дает выполнение
такого упражнения?
5. Упражнение «Помоги мне»
Время выполнения : 15 минут
Два участника выходят за дверь, а
остальные остаются в комнате.
Задание участникам: языком жестов
попросить у каждого из членов группы предмет (ручку, тетрадь, мобильный телефон
и прочее).
Группе дается задание: ни в коем
случае не давать этим людям ничего.
Обсуждение:
- Как чувствовал себя человек,
что просил вещи?
- Как себя чувствовали участники,
у которых просили их вещи?
- Какие трудности возникли у
участников?
6. Упражнение «Ярлыки»
Время выполнения: 15 минут
Психолог. Теперь мы попробуем
углубиться в эмоциональный мир детей с особыми потребностями. Как им живется в
кругу здоровых сверстников?
Половина участников получает
таблички с надписями, но не знает, что на них написано. Таблички прикрепляются
на спине. Другая часть участников должна относиться к владельцу таблички так,
как на ней написано. С соответствующим отношением к себе владелец таблички
должен догадаться, что на ней написано.
Варианты надписей:
«Жалей меня»;
«Говори так, будто мне 5 лет»;
«Игнорируй меня»;
«Подбодри меня»;
«Относись ко мне вызывающе»;
«Улыбайся мне»;
«Насмехайся надо мной»;
«Угрожай мне».
Обсуждение:
- Трудно ли было демонстрировать
определенное отношение?
- Легко ли было догадаться, что
написано на табличке?
- Что вы чувствовали во время
этого упражнения?
7. Упражнение «Пирамида Маслоу»
Время выполнения: 15 минут
Материалы: плакаты, маркеры,
пирамида потребностей А. Маслоу для каждой подгруппы.
Психолог. Человеческие
потребности имеют свою иерархию, среди них есть базовые (расположенные в
основании) и высокие потребности (вершина пирамиды). Рассмотрите пирамиду
потребностей, разработанную американским ученым Абрахамом Маслоу. Попробуйте
адаптировать ее к нуждам детей, имеющих физические и психические ограничения.
Кто и как может удовлетворить
потребности ребенка, чтобы он стал гармоничной личностью? Создайте «Пирамиду
потребностей» для детей с ограниченными образовательными потребностями.
Участники объединяются в три
подгруппы. Время работы – 15 минут.
Презентация. Обсуждения.
8. Сказка по кругу «О мальчике с
особыми потребностями»
Время выполнения: 10 минут
Материалы: свеча, колокольчик,
магнитофон
Задание: соблюдая правила
сказкотерапии (ритуал вхождения в сказку, основная часть, выход из сказки)
участникам, которые сидят в кругу, по очереди предлагается придумать сказку о
мальчике с особыми потребностями.
9. Итог
Время выполнения : 5 минут
Психолог. Учитывая нашу
совместную работу на тренинге и ваш профессиональный опыт, давайте определим
основные принципы эффективной работы с детьми с особыми образовательными
потребностями:
1. Относиться доброжелательно и
создавать для них ситуации успеха.
2. Учитывать индивидуальные
способности и состояние здоровья, медицинский прогноз.
3. Создавать безопасную среду,
выкладывать материал небольшими частями и корректировать в соответствии с
восприятием ребенка.
4. Обязательно вводить на уроке
физкультминутки.
5. Устанавливать партнерские
отношения с семьями детей, привлекать их к активному участию в педагогическом
процессе.
11. Рефлексия
Время выполнения: 5 минут
Психолог. Давайте поаплодируем
друг другу за интересную коллективную работу и здесь, в круге, проведем
рефлексию.
Затем психолог зажигает свечу,
которую участники передают по кругу, отвечая на вопросы:
- Что происходило с вами на
тренинге?
- Оправдались ли ваши ожидания от
тренинга?
- Нашли ли для себя что-то новое,
чем будете пользоваться в профессиональной деятельности?
такси в аэропорт
_______________________________________
_______________________________________
Одним из самых выгодных вкладов в будущее является покупка недвижимости. А если это недвижимость в Бразилии покупка становиться еще более прибыльной. Узнать более подробную информацию и найти полезную информацию вы сможете на сайте Svetot.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий