13.06.2016

Тренинговое занятие для педагогов «Успешная интеграция ребенка с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательное пространство»

Цель: способствовать успешной интеграции детей с отклонениями в развитии в учебном заведении.
Задачи:
• способствовать процессу адаптации детей с особыми образовательными потребностями в учебном заведении, формируя у них навыки общения;
• формировать у сверстников желание поддержать и помочь, доброжелательное отношение к детям, которые имеют физические и психические ограничения;
• устранить предвзятое отношение к совместному обучению детей обеих категорий у родителей здоровых детей;
• закрепить у участников тренинга практические приемы и навыки взаимодействия с детьми, в частности в ситуациях, вызывающих тревогу и напряжение.
Время: 2 часа.
Структура тренингового занятия
Вид работы
Ориентирована продолжительность, мин.
Ресурсное обеспечение
1.
Введение
5 мин
2.
Упражнение «Приветствие»
10 мин
Бируши, повязка на глаза, скотч
3.
Правила работы группы
5 мин
Ватман, маркеры, флипчарт
4.
Упражнение «Эмоциональная бухгалтерия»
10 мин
Распечатанная анкета
5.
Упражнение «Общий язык»
15 мин
Вата (или наушники), шарфы, скотч
6.
Упражнение «Помоги мне»
15 мин
Ручка, тетрадь, мобильный телефон
7.
Упражнение «Ярлыки»
15 мин
Скотч, распечатанные таблички с надписями
8.
Упражнение «Пирамида Маслоу»
15 мин
Плакаты, маркеры, пирамида потребностей А. Маслоу для каждой подгруппы
9.
Сказка по кругу «О мальчике с особыми потребностями»
10 мин
Свеча, колокольчик, магнитофон
10.
Итог
5 мин
11.
Рефлексия
5 мин
Свеча

Ход тренингового занятия
Вступление
Время выполнения : 5 минут
Мир детей с ограниченными возможностями особенный и многогранный. Сегодня одной из наиболее актуальных является проблема интеграции таких детей в общеобразовательных школах, детских садах.
Прежде всего, педагогу, чтобы научить и адаптировать ребенка с психофизическими нарушениями к жизни в среде здоровых сверстников, нужно знать ее психофизические особенности, проявления поведения, психологическое своеобразие. Переступив порог учебного заведения, такие дети учатся жить полноценной жизнью, налаживать отношения с новой социальной средой. Поэтому первейшая задача педагогов и воспитателей - помочь им в этом, применяя творческий подход и позитивное мышление.
1. Упражнение «Приветствие»
Время выполнения : 10 минут
Психолог. Вы имеете 5 секунд на то, чтобы объединиться в пары и пожать руку своему партнеру. А теперь «поздороваемся» друг с другом следующим образом:
- правая рука к правой руке;
- нос к носу;
- ухо к уху;
- спина к спине;
- бедро к бедру;
- пятка к пятке.
Понравилась ли вам упражнение? У вас все получалось легко и быстро. А теперь половина участников нашего тренинга представьте себя детьми с ограниченными возможностями:
- с недостатками слуха (бируши);
- с нарушениями зрения (повязка на глазах);
- с нарушением опорно-двигательного аппарата (на стульях).
Попробуем поздороваться еще раз. Затем участники меняются ролями.
Обсуждение:
- Как вы чувствовали себя в роли людей с ограниченными возможностями?
- Как чувствовали себя "здоровые" участники?
- Каковы ваши впечатления от упражнения?
2. Правила работы группы
Время выполнения : 5 минут
Психолог. Для хорошей организации тренинга нужно составить правила нашей работы:
• Говорить от своего имени.
• Обсуждать ситуацию, а не личность.
• Быть активными.
• Диалогично общаться.
• Быть творческими.
3. Упражнение «Эмоциональная бухгалтерия»
Время выполнения: 10 минут
Задание: Представьте ребенка с особыми потребностями в развитии, который учится в вашем классе. Проанализируйте, сколько раз за 1 день вы:
Обращались к ребенку с эмоционально положительным высказыванием (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) Обращались к ребенку упреком, замечанием, критикой.
Словесно поддерживали ребенка. Повышали голос на ребенка
Взаимодействовали с ребенком, учитывая ситуацию его развитие. Были в роли "контролирующего взрослого" и смотрели на ребенка "сверху вниз"
Сколько дел сделали вместе с ребенком? Сколько дел сделали за ребенка?
Общий результат: Общий результат:
Итог: подсчитайте результаты, проанализируйте ситуацию.
4. Упражнение «Общий язык»
Время выполнения : 15 минут
Цель: налаживание психологического контакта, развитие эмпатии к ребенку с пороками развития.
Материалы: вата (или наушники), шарфы, скотч.
Время выполнения: 15 минут.
Позиция участников: участники объединяются в тройки.
В каждой мини-группе роли распределяют так:
• «глухой и немой» — ничего не слышит, говорить не может, в его распоряжении зрение, жестикуляция и пантомима;
• «глухой и ограничен в передвижении» — может видеть и говорить;
• «слепой и немой» — может слышать, жестикулировать и пользоваться пантомимой.
Перед группами ставятся задачи:
1. Договориться о том, какой подарок будете дарить на день рождения вашему другу.
2. Как вы проведете выходной день вместе.
3. Договориться, на какой фильм (мультфильм) вы пойдете в кинотеатр.
В процессе выполнения упражнения возникает множество непредвиденных ситуаций. Лишь постепенно участники осваивают свои роли, вырабатывают характерные для каждой группы способы взаимопонимания.
Обсуждение:
- Как вы себя чувствовали в той или иной роли? Поделитесь впечатлениями и наблюдениями.
- Что для вас дает выполнение такого упражнения?
5. Упражнение «Помоги мне»
Время выполнения : 15 минут
Два участника выходят за дверь, а остальные остаются в комнате.
Задание участникам: языком жестов попросить у каждого из членов группы предмет (ручку, тетрадь, мобильный телефон и прочее).
Группе дается задание: ни в коем случае не давать этим людям ничего.
Обсуждение:
- Как чувствовал себя человек, что просил вещи?
- Как себя чувствовали участники, у которых просили их вещи?
- Какие трудности возникли у участников?
6. Упражнение «Ярлыки»
Время выполнения: 15 минут
Психолог. Теперь мы попробуем углубиться в эмоциональный мир детей с особыми потребностями. Как им живется в кругу здоровых сверстников?
Половина участников получает таблички с надписями, но не знает, что на них написано. Таблички прикрепляются на спине. Другая часть участников должна относиться к владельцу таблички так, как на ней написано. С соответствующим отношением к себе владелец таблички должен догадаться, что на ней написано.
Варианты надписей:
«Жалей меня»;
«Говори так, будто мне 5 лет»;
«Игнорируй меня»;
«Подбодри меня»;
«Относись ко мне вызывающе»;
«Улыбайся мне»;
«Насмехайся надо мной»;
«Угрожай мне».
Обсуждение:
- Трудно ли было демонстрировать определенное отношение?
- Легко ли было догадаться, что написано на табличке?
- Что вы чувствовали во время этого упражнения?
7. Упражнение «Пирамида Маслоу»
Время выполнения: 15 минут
Материалы: плакаты, маркеры, пирамида потребностей А. Маслоу для каждой подгруппы.
Психолог. Человеческие потребности имеют свою иерархию, среди них есть базовые (расположенные в основании) и высокие потребности (вершина пирамиды). Рассмотрите пирамиду потребностей, разработанную американским ученым Абрахамом Маслоу. Попробуйте адаптировать ее к нуждам детей, имеющих физические и психические ограничения.
Кто и как может удовлетворить потребности ребенка, чтобы он стал гармоничной личностью? Создайте «Пирамиду потребностей» для детей с ограниченными образовательными потребностями.
Участники объединяются в три подгруппы. Время работы – 15 минут.
Презентация. Обсуждения.
8. Сказка по кругу «О мальчике с особыми потребностями»
Время выполнения: 10 минут
Материалы: свеча, колокольчик, магнитофон
Задание: соблюдая правила сказкотерапии (ритуал вхождения в сказку, основная часть, выход из сказки) участникам, которые сидят в кругу, по очереди предлагается придумать сказку о мальчике с особыми потребностями.
9. Итог
Время выполнения : 5 минут
Психолог. Учитывая нашу совместную работу на тренинге и ваш профессиональный опыт, давайте определим основные принципы эффективной работы с детьми с особыми образовательными потребностями:
1. Относиться доброжелательно и создавать для них ситуации успеха.
2. Учитывать индивидуальные способности и состояние здоровья, медицинский прогноз.
3. Создавать безопасную среду, выкладывать материал небольшими частями и корректировать в соответствии с восприятием ребенка.
4. Обязательно вводить на уроке физкультминутки.
5. Устанавливать партнерские отношения с семьями детей, привлекать их к активному участию в педагогическом процессе.
11. Рефлексия
Время выполнения: 5 минут
Психолог. Давайте поаплодируем друг другу за интересную коллективную работу и здесь, в круге, проведем рефлексию.
Затем психолог зажигает свечу, которую участники передают по кругу, отвечая на вопросы:
- Что происходило с вами на тренинге?
- Оправдались ли ваши ожидания от тренинга?

- Нашли ли для себя что-то новое, чем будете пользоваться в профессиональной деятельности?
такси в аэропорт
_______________________________________
Одним из самых выгодных вкладов в будущее является покупка недвижимости. А если это недвижимость в Бразилии покупка  становиться еще более прибыльной. Узнать более подробную информацию и найти полезную информацию вы сможете на сайте Svetot.ru 

Комментариев нет:

Отправить комментарий